рубрикатор
Открыть меню
Финансы

Весь 2017 год реальные доходы россиян падали — за 11 месяцев в общей сложности на 1,4% (данные Росстата). Падали они и в 2016 (на 5,9%), в 2015-м (на 3,2%) и 2014 (на 0,7%). А аналитики Высшей школы экономики в августе подсчитали, что с 2014 года реальные доходы населения и вовсе снизились на 20%.

Скорее всего, падать они продолжат и в 2018 году. И какие факторы будут этому способствовать, АиФ.ru узнал у экономистов.

Подорожание топлива

В 2017 году бензин в России подорожал на 6-8%, и цены на него продолжат идти вверх, говорит профессор, завкафедры финансовых и экономических дисциплин Московского гуманитарного университета (МосГУ), д. э. н. Елена Крылова.

«Сейчас цены на баррель растут, и цены на бензин вырастут еще больше. Российский феномен состоит в том, что дорожает нефть на мировом рынке или падает — бензин у нас все равно увеличивается в цене. Средняя стоимость литра бензина может достигнуть 47 рублей», — указывает она.

Еще одна вещь, гарантирующая подорожание топлива, - это двукратное увеличение акцизов. Сначала, с 1 января, — до 11 213 рублей за тонну, а с 1 июля — до 11892 рубля за тонну.

В России порядка 60% всех грузов перевозится автотранспортом, подчеркивает Крылова. Соответственно, чем дороже бензин, тем дороже транспортные расходы на доставку любых товаров — продовольствия, техники, косметики и т.д. «Индексация зарплат бюджетников, пенсий, да и всех социальных выплат привязана к инфляции — это около 4%. Получается, те, чьи доходы и так невелики, а расходы связаны главным образом с продуктами и транспортными расходами, станут еще беднее», — указывает эксперт.

В свою очередь управляющий партнер АО «2К», к.э.н. Тамара Касьянова говорит, что в цене отдельных товаров роль стоимости топлива особенно велика. Например, в цене хлеба есть расходы на дизельное топливо при выращивании зерна, при его уборке, при доставке на элеваторы, при доставке с элеваторов на хлебопредприятия муки и, наконец, при доставке хлеба в магазины. «И так почти по всем товарам, а также и по многим услугам. Если сложить все повышения вместе, для многих граждан получится весьма заметная сумма», — поясняет она.

Индексация утилизационного сбора на транспортные средства

Еще один «транспортный» фактор — индексация на 15% утилизационного сбора на транспортные средства. По словам Крыловой, увеличение данного расхода также ляжет на покупателей — подорожает прежде всего импортный автопром. «Переплатят те граждане, которые собираются купить выпущенный или импортированный в 2018 году транспорт», — объясняет эксперт.

Рост цен на коммуналку

Коммунальные услуги дорожают каждый год — в 2017 год они выросли в среднем на 4% (что, кстати, соответствует 0,6% от официальной инфляции).

В 2018 году ЖКХ-тарифы будут проиндексированы в июле. Рост тарифов по регионам неравномерен — в каждом субъекте РФ размер индексации на отопление, водоснабжение и электричество определяют местные власти (например, в Санкт-Петербурге тарифы вырастут на 6%, в Москве на 5,5%, а в Новосибирске — на 3%).

В среднем по стране, по оценкам экспертов, коммуналка подорожает на 5%. «В отдельных регионах рост цен на коммуналку будет значительно выше официальной инфляции. Между тем на траты на ЖКХ приходится около 40% расходов населения, и они в некоторых местах даже выше минимального размера оплаты труда», — подчеркивает Крылова.

Акцизы на табак

Каждый год увеличиваются и акцизы на табак. Точно так же, как и тарифы на коммуналку, они вырастут с 1 июля 2018 году — с нынешних 1562 рублей до 1718 рублей за тысячу сигарет.

«Повышение акцизов на табак в течение последних нескольких лет приводит к сокращению «официальной» части этого рынка и росту «теневой». На фоне официальной статистики потребления возникает обманчивое впечатление о том, что курить россияне стали меньше в 2017 году на 6-6,5%. Однако теневой рынок приводит с одной стороны к росту цен, с другой — падению качества продукта. В результате курящее население становится не только беднее, но и растут сопутствующие курению заболевания», — рассуждает Крылова.

Общественный транспорт

Год от года дорожает и проезд в общественном транспорте. В каждом регионе индексация тарифов на проезд в автобусе, троллейбусе или в трамвае устанавливается местными властями. В Москве, например, с января вырастет в цене одна поездка в метро по карте «Тройка» — с 35 до 36 рублей, «Единый» билет на 20 поездок подорожает с 720 до 747 рублей, на 40 поездок — с 1440 до 1494 рублей, а на 60 поездок — с 1700 до 1675 рублей.

Зарплатный застой

У огромного числа россиян зарплаты не индексировались годами, и нет никаких гарантий, что в следующем году их оклады будут увеличены. При растущих ценах на все вышеперечисленные группы товаров и услуг неиндексация зарплат равна обеднению.

«Можно точно сказать, что зарплаты проиндексируют бюджетникам (на 4%) — соответствующее распоряжение подписал Медведев. Но и здесь есть подводные камни, которые могут возникнуть благодаря региональным администрациям. Номинально зарплаты в ряде учреждений могут вырасти, но при этом могут быть сокращены дополнительные выплаты и премиальные. С января МРОТ повысится до 9489 рублей, но это, скорее, символическое повышение, которое не выведет из бедности российское население», — считает Касьянова.

Стагнация во всем

И, наконец, одним из самых опасных факторов обеднения россиян эксперты называют стагнацию производства, потребления и развития внутреннего рынка.

«Общеэкономическая ситуация напрямую влияет на уровень жизни. Прогноз на 2018 год неутешителен. Несмотря на некоторый рост ВВП, рост торговли и доли импортозамещения, снижение зависимости от сырьевой модели экономики, повышения стабильности финансового сектора, сильных драйверов роста российской экономики не наблюдается и нет оснований считать, что в 2018 году ситуация кардинально улучшится», — резюмирует Тамара Касьянова.


Источник: http://www.aif.ru/money/economy/benzin_kommunalka_zarplaty_chto_sdelaet_rossiyan_bednee_v_2018_godu