рубрикатор
Открыть меню
Украина

2013 год. В украинских газетах и журналах публикуются статьи-рассуждения о том, по какому пути стоит пойти Киеву: выбрать евроинтеграцию и Соглашение об ассоциации с ЕС, или войти в Таможенный союз? Нерешимость президента Виктора Януковича, аксиома «Украина не может быть чуть-чуть беременна» привели к известным последствиям.

Новые власти, объявившие госпереворот праздником и свершившейся революцией, три года поддерживают страну в неизвестном медицинской науке состоянии. С 1 января 2016 года вступил в силу режим Зоны свободной торговли с Евросоюзом, и Киев потерял торговые преференции с Россией. В Москве оценили шаг односторонним выходом из Договора свободной торговли СНГ.

Украина не платит членские взносы в СНГ с 2014 года, на саммите глав государств в 2017 году президент Порошенко отсутствовал. Киев не принимает участие в работе организации, но официально не заявляет о выходе. Украинская дипломатия все три года вынуждена признаваться: выйти желаем, нести убытки – нет. Хотя Украина, как государство-учредитель, полноправным членом организации не является – парламент до сих пор не ратифицировал Соглашение о создании СНГ – страна привязана к организации многочисленными многосторонними документами. Уставом СНГ предусмотрена возможность отказа от членства, желающее принять соответствующее решение государство обязано уведомить остальных участников за один год.

Но их прошло три, и этого времени, судя по всему, оказалось недостаточно для того, чтобы в Киеве смогли найти замену. Очевидно, что разрыв с частью б. СССР не удается компенсировать безвизовым режимом и ЗСТ с ЕС, польза которых сомнительна.

В марте 2014 украинская сторона отказалась от председательства в СНГ. Секретарь Совета нацбезопасности и обороны Андрей Парубий (ныне председатель Верховной Рады Украины) заявил, что на заседании СНБО было принято решение начать процесс выхода из организации.

В октябре того же года глава МИД страны Павел Климкин в интервью РБК заявил, что считает СНГ «какой-то рамкой, постсоветской тусовкой» для налаживания связей на постсоветском пространстве. Но теперь, продолжил он, постсоветского пространства нет.

«А что касается определенных связей и соглашений, которые существуют между странами СНГ… Если они полезны, они могут работать дальше. Если мы их отменяем, то мы должны подумать каким образом мы их заменяем», - говорил Климкин.

Он привел пример: если «какие-то соглашения в экономической и гуманитарной» сферах помогают людям, то их следует оставить в силе.

Еще тогда у Климкина уточнили, как работать Киеву с потенциальными европейскими инвесторами в условиях боевых действий на Донбассе. Инвестору важно понимать, когда утихнет конфликт на Юго-Востоке страны: «Не дай бог, возникнет какое-то непризнанное государство», интересовалась журналистка.

«Они никогда не станут замороженным конфликтом. И те, кто надеются, что появится еще одна Абхазия или еще одно Приднестровье, с которым каким-то образом можно будет жить, он исходит из совершенно другой реальности. Потому что то, что там происходит, то, как там ухудшается ситуация, это говорит о том, что если мы не достигнем урегулирования ситуации достаточно быстро в рамках украинского законодательства, и понимая, что мы готовы что-то сделать в рамках мирного плана президента Украины, то заводим ситуацию в тупик. Причем очень опасный тупик», - ответил Климкин.

Вопрос был актуальным, так как 13 октября депутаты Алексей Кайда и Александр Мирный внесли в Верховную Радо законопроект о денонсации соглашения. Комитеты согласовали проект за один день, в конце ноября 2014 года парламент отклонил предложение. В тот же день, 27 ноября, два депутата прекратили полномочия.

«… поручить Министерству иностранных дел Украины начать переговоры с ответственными ведомствами Российской Федерации и Республики Беларусь по разработке и подписании международных договоров о сотрудничестве и международной помощи в социально-экономической, гуманитарной, политической, правовой и других сферах общественной жизни», - предлагали авторы законопроекта.

Инициаторы объяснили внезапную необходимость выхода из СНГ целью «общественного осуждения действий РФ и восстановления справедливости в отношении прав и обязанностей Украины в международных отношениях с РФ».

«Задачей законопроекта является прекращение участия Украины в Содружестве Независимых Государств», - говорилось в тексте документа.

Через год, в апреле 2015, Павел Климкин заявил журналистам, что считает выход из СНГ нецелесообразным, и принимает участие в мероприятиях «политического клуба» только тогда, когда Киев желает чего-то добиться.

«Однако если мы выйдем из содружества сейчас, соглашения «посыпятся», усложнив жизнь тысяч и тысяч людей. Сначала разберемся, а потом будем принимать дальнейшие шаги», - пояснял Климкин.

В частности, по его словам, Украина принимает участие в соглашениях, касающихся пенсионного обеспечения и признания дипломатов.

А летом Украина вышла из системы розыска преступников и обмена информацией о них внутри СНГ.

«Сейчас существует ряд важных сфер, сотрудничество в которых регулируется именно международными договорами, подписанными в рамках СНГ, в том числе экономическая, социальная, правовая, инфраструктурная и тому подобное. Поэтому Украина пока сохраняет минимальный уровень участия в Содружестве из-за невозможности внезапно разорвать все многолетние связи секторального взаимодействия в тех областях, которые представляют интерес для нашего государства», - объяснил Климкин в сентябре 2015 года.

Еще через год, в октябре 2016 года, Климкин продолжил рассказывать о намерениях выйти из СНГ, и добавил: Киев заканчивает работу над урегулированием соглашений о взаимном признании дипломов и выплат пенсий. Совпало заявление с очередным законопроектом.

9 октября 2016 года группа депутатов (Андрей Антонищак, Дмитрий Добродомов, Богдан Маткивский и Олег Мусий) вносит в Раду проект постановления «О правовом статусе Украины в СНГ». Они предложили отозвать украинскую делегацию и представителей, Кабмину – сделать все необходимое для приостановки участия Украины в органах СНГ и деятельность постоянного представительства в Минске. Объяснялось это «военными действиями РФ на территории Украины».

30 декабря 2016 года проект постановления вернули на повторное рассмотрение в профильный комитет, и там он, судя по всему, и остался.

В России предупредили, что СНГ для Украины – залог ее территориальной целостности. Без некоторых соглашений появится международно-правовой фундамент для дробления страны на государственные образования. Об этом предупреждал доктор юридический наук, бывший сенатор Евгений Тарло.

«Основой прекращения существования СССР было «Беловежское соглашение». Создавая СНГ, стороны, включая Украину, обязались своим гражданам и народам обеспечить прозрачных границ и возможность свободных поездок. Почитайте соглашение. Стороны согласились признавать друг друга независимыми и их территориальную целостность в рамках СНГ. Прекращая свое существование в СНГ, вы теряете, и мы теряем в отношении Украины свои границы. После этого Харьковская народная республика, Донецко-Криворожская республика, Одесская советская республика... – они имеют право самоопределиться со своим желанием, в связи с тем, что СНГ прекращает существование, мы возвращаемся к исходному. Это международно-правовой фундамент», - объяснял он.

Если это так, то Климкин-2014 прав: если трехлетнюю гражданскую войну на Донбассе можно назвать «замороженным конфликтом», то страна действительно подходит к очень «опасному тупику», но в играх с СНГ. Адекватной заменой было бы настоящее признание Украины «членом европейской семьи», о чем последний год часто хвастался президент Петр Порошенко. Но предложить что-то более полезное, чем безвизовые туристические поездки в страны Евросоюза, не получается.

Вопрос другой – действительно ли нужен ЕС рынок сбыта, где потребители с крайне низкой покупательной способностью в большинстве случаев вынуждены искать работу в других странах, в том числе СНГ?

Тем временем украинские СМИ, ссылаясь на известного специалиста в сфере информационных войн Дмитрия Тымчука (также депутат Верховной Рады), сообщили, что якобы в самопровозглашенных ЛДНР готовятся вступить в «Содружество непризнанных государств» или «СНГ-2», чтобы повысить легитимность. Под неформальным объединением «СНГ-2» подразумевают Абхазию, Нагорный Карабах, Приднестровье и Южную Осетию. Однако озвучил идею создать «Союз непризнанных государств» глава Луганской народной Республики Игорь Плотницкий только в мае 2017 года.

Пророчество Климкина сбывается? Очевидно, новые киевские власти не усвоили важный урок от предшественников: нельзя быть чуть-чуть беременными.

 

 

 


Источник: https://sm-news.ru/news/russia/prorochestvo-klimkina-o-sng-sbyvaetsya/