рубрикатор
Открыть меню
Киргизия

Победителей не судят, а поздравляют!

Первым поздравил Сооронбая Жээнбекова Президент России Владимир Путин, что свидетельствует о высоком внимании к нынешним выборам со стороны стратегического партнера и союзника Кыргызстана в целом ряде организаций. Владимир Путин в телеграмме отметил, что в России высоко ценят личный вклад Сооронбая Жээнбекова в укрепление стратегического партнерства и союзничества между Россией и Кыргызстаном, и выразил уверенность, что совместными усилиями Россия и Кыргызстан обеспечат дальнейшее наращивание всего комплекса двусторонних связей, а также конструктивного взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза и других международных структур, что «отвечает коренным интересам дружественных народов наших стран, идет в русле упрочения региональной стабильности и безопасности».

Не смотря на ряд замечаний, в целом международные наблюдатели отметили высокий уровень организации выборов. Как отмечается в отчетах, особых нарушений в день голосования не было. Как признался председатель Исполнительного комитета СНГ Сергей Лебедев, их удивило количество наблюдателей на избирательных участках. Но это говорит не о недоверии к процессу голосования, а скорее о высоком уровне общественного контроля и политической активности граждан.

«Успешный опыт проведения выборов с использованием новых технологий может стать хорошим примером для применения и в других странах Содружества», - сказал глава миссии наблюдателей от СНГ, председатель исполнительного комитета – исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев. «Миссия наблюдателей от СНГ после работы в период подготовки и проведения выборов Президента сделала вывод, что выборы проведены в соответствии с Конституцией и законами страны и отвечали общепризнанным международным нормам проведения демократических выборов», - сказал он.

Заместитель председателя комитета Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Виктор Заварзин отметил, что «к выборам президента Кыргызстана обращено внимание во всем мире. Я думаю, мы должны обязательно изучить успешный опыт проведения выборов в республике. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что система выборов в Кыргызстане вышла на новый уровень».

По словам главы делегации Европейского парламента Лаймы Лючия Андрикиене, миссия наблюдателей с большим интересом отмечает технические новшества, применяемые в ходе президентских выборов. «В странах Европейского союза подсчет голосов производится вручную. Здесь в республике мы с ревностью наблюдали за успешным опытом по применению биометрической регистрации избирателей, а также за повсеместным использованием автоматических считывающих урн», - отметила она.

А вот независимые наблюдатели были не столь либеральны в оценках.

«Подкуп избирателей велся вне пределов избирательных участков. И в основной массе подкуп был не в день голосования, а значительно ранее», — заявил на пресс-конференции координатор по независимому наблюдению Фонда «Гражданская платформа» Алмаз Абдыкеримов. «Наши наблюдатели зафиксировали несколько случаев, когда возле участков стояли автомашины, к которым подходили избиратели. Видно было, что они берут деньги, отмечаются в списках и уходят. Были группы людей возле участков, к которым тоже подходили люди, отмечались иуходили. В Караколе, к примеру, на трех участках зафиксировали раздачу денег избирателям. Но когда сообщили представителям УИКа и те вызвали милиционеров, машин, где раздавали деньги, уже не было».

По кыргызскому законодательству подкуп является преступлением частного обвинения (для возбуждения дела нужно заявление потерпевшего), и подобные преступления труднодоказуемы, даже при наличии видеоматериалов.

Очень серьезную работу в плане оценок и замечаний провела Международная миссия по наблюдению за выборами (ММНВ), которая 16 октября обнародовала на пресс-конференции Заявление о предварительных выводах и результатах (подготовлено совместными усилиями Бюро ОБСЕ по Демократическим институтам и правам человека, Парламентской ассамблеи ОБСЕ, Парламентской ассамблеи Совета Европы и Европейского парламента). Наблюдатели Миссии были бескомпромиссны и беспристрастны, отмечая не только позитив, но и негатив выборного процесса. Они отметили, что технические аспекты выборов были хорошо организованы. Упомянув, что члены ЦИК «оказывали предпочтение определенным кандидатам, что приводило к возникновению разногласий в процессе принятия решений по важным вопросам и негативно повлияло на беспристрастность ЦИК», тем не менее отразили в отчете отсутствие «озабоченности в отношении беспристрастности ТИК и УИК».

Миссия отметила свободу в проведении агитации и мирный характер всей избирательной кампании, но в то же время «ММНВ получала заслуживающие доверия сообщения о широко распространенных злоупотреблениях административными ресурсами и давлении на избирателей, а также о подкупе избирателей». Также «ММНВ получила сообщения о неправомерных ограничениях свободы СМИ. Иски о защите чести и достоинства против СМИ со стороны действующего Президента и некоторых кандидатов негативно повлияли на общественные дебаты и привели к самоцензуре среди журналистов».

ММНВ убедилась, что журналисты сознательно воздерживаются от объективного освещения предвыборной кампании, дабы не нарушать закон, который по их мнению позволяет только агитацию на договорной основе путем оплаты из избирательного фонда кандидатов. Но скорее всего это лишь отговорка, все тот же элемент самоцензуры, потому как любое неосторожное слово или критическая оценка могут стать предметом судебного разбирательства о защите чести и достоинства кандидатов. При этом высшие должностные лица не особенно церемонятся в негативной риторике. ММНВ отмечает:

«В рамках ограниченного объема освещения избирательной кампании, телевизионные станции были явно пристрастны. Дополнительные 2,7 часа освещения на обоих каналах общественного телевидения Президента Атамбаева, который фактически вел агитацию за г-на Жээнбекова, обеспечили последнему явное преимущество».

ММНВ констатирует отсутствие достаточной, непредвзятой и аналитической информации для избирателей.

Кыргызстан все еще остается многонациональной страной, к тому же пережившей дважды межнациональные конфликты, унесшие множественные человеческие жизни, и поэтому была интересна позиция ММНВ в оценке активности национальных меньшинств:

«Национальные меньшинства были вовлечены в избирательную кампанию, и кандидаты состязались за голоса меньшинств. В то же время программы кандидатов не затрагивали конкретных вопросов, связанных с ситуацией национальных меньшинств, межэтническими отношениями и интеграцией общества. ММНВ не наблюдала риторики, направленной против меньшинств. Межэтнические вопросы и проблемы идентичности иногда использовались в политических целях, придавая конфронтационный характер кампании. Меньшинства были мало представлены в большинстве ТИК, даже в районах их компактного проживания».

Сам процесс голосования был оценен положительно на большинстве наблюдаемых участков, и оборудование работало в основном исправно. Но вот процесс подсчета голосов в 46 из 148 избирательных участках был оценен негативно, что вызывает серьезную озабоченность Миссии.

«Значительное число УИК не выполняли основные процедуры сверки и подсчета голосов. Около одной пятой УИК положились на результаты, выдаваемые автоматическими урнами, вместо результатов ручного подсчета, как требует закон».

Не остались без внимания Миссии и выступления Президента страны Алмазбека Атамбаева, в которых были «заявления против г-на Бабанова. Такие действия противоречат п.7.6 Копенгагенского документа ОБСЕ 1990 года». По мнению наблюдателей ММНВ была недостаточной и прозрачность финансирования избирательных кампаний.

Были и другие замечания по выборному процессу. Правда, журналисты не всегда понимали дипломатический язык членов Миссии и ставили вопрос ребром: так повлияли или не повлияли все негативные моменты на результат выборов? Глава МНВ БДИПЧ/ОБСЕ, Посол Александр Кельчевский ответил, что особого влияния этот негатив на итоги выборов не оказал.

«Разбор полетов»: почему победил Жээнбеков и потерпел поражение Бабанов?

Такого нервного напряжения республика давно не знала. Интрига – кто победит? – сохранялась до закрытия избирательных участков. Многие эксперты предрекали второй тур выборов, расценивая шансы на победу в первом туре одного из кандидатов маловероятными. Но случилось то, что случилось: кандидат от партии власти (СДПК) набрал необходимый процент голосов уже в первом туре.

Борьба была жесткой и не всегда по правилам. Но особых неожиданностей не было. Жээнбеков победил в 7 регионах из 9. Потерпел поражение на малой родине своего главного противника Бабанова – в Таласской области и Чуйской области. Как и ожидали многие, для Жээнбекова сыграла решающую роль победа в южных регионах (откуда он сам родом) - в Ошской области и городе Оше. Региональный фактор стал, очевидно, решающим и в том, что Жээнбеков не смог победить в Чуйской долине, стратегическом регионе.

Омурбек Бабанов одержал победу только в двух регионах. Почему молодой и харизматичный, богатый бизнесмен и достаточно опытный политик уступил кандидату от партии власти, который в начале выборной кампании имел куда более скромный рейтинг? Как считают многие аналитики, дело тут не только в активном противодействии Бабанову со стороны партии власти и тех структур, которые принято называть «административным ресурсом». Надо признать, что агитационная кампания в пользу Жээнбекова была сильнее. Бабанов полагал, что его финансовые возможности позволят преодолеть «административный ресурс», его агиткампания была наступательной по характеру, но слабо просчитана идейно. Впрочем, все кандидаты весьма несерьезно отнеслись к своим предвыборным программам. Но программа Бабанова отличалась очень смелыми посулами и сказочными преобразованиями, что тут же взяли на вооружение его противники, обвинив Бабанова в популизме и прочих грехах. Нужно отметить, что пиар-кампания против него довольно эффективно использовала промахи его штаба, противники внимательно отслеживали все мероприятия и выступления кандидата. Так, его слова, вырванные из контекста его выступления перед узбекской общиной, стали предметом разбирательств и обвинений в нагнетании межнациональной напряженности. В штабе Бабанова не оказалось специалистов, которые могли бы нейтрализовать атаки его противника.

Бабанов изначально несколько ошибочно строил свою агитационную кампанию. Его рекламный лозунг «Бабанов – Президент» не укреплял убеждения его сторонников в несомненной победе, а лишь раздражал избирателей: люди не очень-то любят подобные безапелляционные заявления, которые не оставляют места для принятия ими решения. Будет или не будет Бабанов президентом – это не ему решать, а избирателям.

И это был не единственный промах. В то время как команда Жээнбекова неустанно колесила по стране, устраивая многотысячные встречи с избирателями, штаб Бабанова то и дело натыкался на разного рода препятствия, которые ограничивали общение с людьми. Если встречи Жээнбекова с избирателями носили не только развлекательный, но в большей степени прагматичный характер – кандидат внимательно выслушивал пожелания людей и их проблемы, обещая принять меры по решению всех вопросов, даже не входящих в компетенцию главы государства, то встречи Бабанова больше походили на яркие шоу, в ходе которых избирателей старались убедить в высоких достоинствах кандидата.

Бабанову явно не хватило поддержки юга республики. Не помогло объединение усилий с партией «Оногу-Прогресс» Бакыта Торобаева, позиции которого считались достаточно сильны в одной из самых крупных областях республики –Джалал-Абадской.

Но почему эти предвыборные союзы партий и их лидеров оказались не эффективными в проведении президентских выборов? Директор консалтинговой компании «Политика и бизнес» Калдан Эрназарова считает, что «партии Кыргызстана совершенно не были подготовлены к президентским выборам ни идейно, ни организационно. Те результаты, что некоторые политические организации показывали на местных выборах, получены совершенно иными методами, нередко путем подкупа голосов или прессингом избирателей. На президентских выборах эти приемы и методы оказались невозможны. Этим и объясняется развал политических блоков, несбыточные надежды на голоса избирателей».

Не видно было и работы самих партий. СДПК, выдвинув Жээнбекова, довольно вяло работала на выборах, не порадовала избирателей новыми идеями и акциями. Партия «Республика» тоже откровенно слабо помогала своему лидеру – Бабанову. Не видно было работы и других партий, лидеры которых претендовали на президентство. Подтверждается тезис, что не партии являются поддержкой и опорой своим лидерам, а политики содержат эти организации, которые прекращают свое существование после ухода их хозяина. Так, после мартовской революции 2005 года и бегства президента Аскара Акаева прекратила свое существование партия «Алга, Кыргызстан» (Вперед, Кыргызстан). Второй президент Курманбек Бакиев за месяц родил партию «Ак Жол» (Светлый путь), которая также бесславно развалилась после апрельской революции 2010 года и бегства Бакиева.

В Кыргызстане национальные меньшинства начинают более активно участвовать в политических процессах, не смотря на всевозможные ограничения и межнациональные конфликты, которые имели место в недалеком прошлом. На севере республики это сообщества русских и украинцев, чеченцев и даргинцев, корейцев и дунган, на юге – сообщества таджиков и узбеков, которые достаточно велики, чтобы оказывать реальное влияние на результаты выборов. Нужно сказать, что работе с диаспорами ни один из кандидатов не уделил достаточно внимания. Попытка Бабанова установить особые отношения с узбекской диаспорой на юге закончилась большими неприятностями для него самого.

Поддержат ли Жээнбекова узбеки? – это был большой вопрос, ответа на который не было до самого последнего дня. Традиционно узбеки не поддерживали кандидата с юга страны. Это странное явление имеет свое объяснение, которое лежит в особых взаимоотношениях узбекской общины с кыргызским населением региона. И вот здесь сыграло положительную роль резкое потепление отношений с Узбекистаном, решение пограничных проблем, которые не решались все годы суверенного развития. Можно сказать, что Президент Атамбаев, заключив соглашения по государственной границе с Узбекистаном, обеспечил голоса узбеков в поддержку своего визави Жээнбекова.

Возможно, Жээнбеков победил бы Бабанова и в Чуйской области, если бы не резкое охлаждение отношений с Казахстаном по причине встречи Омурбека Бабанова с Президентом Нурсултаном Назарбаевым. Фактическая блокада Кыргызстана, которая привела к многокилометровым очередям на пограничных постах, стала возбудителем неприязненного отношения к соседней республике. А неспособность власти урегулировать ситуацию непосредственно отразилась на кандидате от партии власти – Жээнбекове, который конечно же не имеет никакого отношения к возникшему конфликту.

Бабанов провозгласил курс на кардинальные перемены во всех сферах жизни страны, апеллируя больше к молодому поколению. Жээнбеков обозначил себя наследником нынешнего курса, основанного на стабильности, согласии и мире. Эксперты и политологи до последнего гадали: что же выберет население страны – перемены или стабильность? Результаты выборов показали, что большинство граждан страны – за мир и стабильность. Люди, пережившие две революции и кровавые межнациональные конфликты, боятся кардинальных перемен. Надо полагать, что этот консерватизм носит временный характер, что сторонники реформ пока не сумели убедить общество в их неотвратимости и необходимости. Что есть шанс добиться успеха на парламентских выборах, которые не за горами. Президентские выборы прошли, но политическая жизнь и борьба не останавливается. Ведь стабильность не означает застой, а преобразования и реформы – естественное стремление общества. Не должно быть противостояния и политиков, которые по- разному видят будущее своей страны и искренне стремятся сделать народ счастливее.


Источник: https://sm-news.ru/news/analitika/peremenam-kyrgyzstantsy-predpochli-stabilnost/