Аналитика

Украина в центральноевропейской сутолоке


Это уже традиционный европейский политический взгляд — страны центральной Европы являются той стеной, которая ограждает сытость и покой старушки от тлетворных и деструктивных ветров с Востока.

Проекты создания нового геополитического и наднационального государственного образования между Балтийским и Черным морями «витали в воздухе» во времена «весны народов» 1848 года. Потом были «Малая Антанта» Бенеша, «Польша от моря и до моря» Пилсудского и иные «санитарные коридоры».

Но «новые конфедерации» — это долго, сложно и нестабильно. Проще выстроить страны по ранжиру, связать их обязательствами, поманить финансовой помощью и все, стена готова. Что европейцы и сделали.

Стойло «Восточного партнерства»

О создании «Восточного партнерства» было заявлено весной 2009 года в Праге. Можно с упоением читать Декларации всех пяти саммитов, с их прекрасными идеями о демократии, интеграции, энергетической безопасности и развитии межчеловеческих контактов. Но с точки зрения сухой геополитики это означало одно: 28 стран Европы (что равно одному Евросоюзу) заявили о намерении взять под политический и экономический контроль шесть стран бывшего СССР — Украину, Молдавию, Азербайджан, Армению, Грузию и Беларусь. Ну, с Беларусью получается не очень: Лукашенко изящно дразнит Евросоюз, то входя, то выходя из партнерства. Остальные же страны достаточно дисциплинировано согласились с условиями игры.

А условия жесткие. В самой первой, Пражской декларации2009 года было отмечено, что «В основе Восточного партнёрства лежит совместная ответственность». Но опыт уже первых лет существования показал, что в основе лежит совершенно индивидуалистический принцип «кондициональности», когда помощь оказывается тем, кто достиг определенной «кондиции», то есть — выполнил условия ЕС. В Декларации пятого, Брюссельского саммита, Европа уже не церемонится в выражениях: «Финансовая поддержка ЕС предоставляется при условии осуществления конкретных шагов по внедрению реформ. Подход ЕС „больше за большее“ и в дальнейшем будет работать в интересах тех партнеров, которые больше всего внедряют реформы» (статья 12).

Ну, а если какая-то из шести «постСССРстран» будет иметь свое видение или свои желания, то на такие потуги Европа дает трогательно-циничный ответ в конце 7-й статьи Декларации: они «…подтверждают суверенное право каждого партнера выбирать уровень амбиций и целей, к которым он стремится в своих отношениях с Европейским Союзом». В переводе с декларационного языка на общечеловеческий: «Амбиции, может быть, и ваши, но деньги-то наши. Решаем МЫ!».

Это «Решаем МЫ!» в полной мере ощутила на себе Украина во время последнего, Брюссельского саммита. В информационных лентах широко освещались три, вроде бы скромных украинских желания:

  1. Указать перспективу членства страны в Евросоюзе;

  2. Не упоминать о решении декабрьского (2016 года) саммита ЕС;

  3. Не принимать поправку Венгрии об уважении прав меньшинств.

И что же?

Да, Петр Порошенко пообнимал за плечики лидеров Евросоюза Юнкера и Туска, но:

  1. «…участники саммита признают европейские устремления и европейский выбор этих партнеров, как указано в соглашениях об ассоциации» (статья 10). И ни слова о перспективе членства.

  2. «Участники… положительно оценивают полное вступление в силу Соглашения об ассоциации с Грузией, Молдовой и самой последней — с Украиной, после одобренного в декабре 2016 года решения глав государств и правительств ЕС (!!! — А.Г.)» (статья 9). Напомню, декабрьские решения, принятые под диким давлением Голландии:

— не предоставляют Украине статус страны-кандидата на вступление в ЕС и не являются обязательством для предоставления такого статуса Украине в будущем;

— не содержат обязательства для Союза или государств-членов обеспечить гарантии коллективной безопасности или другую военную помощь или содействие Украине;

— не требуют дополнительной финансовой поддержки со стороны государств-членов Украине;

— не предоставляют украинским гражданам права проживать и работать на территории государств ЕС.

  1. Участники с нетерпением ожидают. обеспечивая уважение прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам на уровне, существующем на данный момент, как это определено в конвенциях ООН и Совета Европы… протоколах; недискриминации лиц, принадлежащих к меньшинствам, и уважение к многообразию" (статья 18). Зато венгры довольны!

Ну что же, VIVAT POLSKA! Именно ты (точнее — экс-министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский) являешься инициатором «Восточного партнерства», именно ты являешься его неформальным куратором в Евросоюзе. А небрежно игнорировать желания и требования Украины ты умеешь уже не первый век!

Кувалда Троеморья

Но «Восточное партнерство» — это не единственный проект в Центральной и Восточной Европе. Надо отдавать себе отчет, что США — это совсем не друг Евросоюза, в политике друзей не бывает. Только интересы! А интерес США — это не только контроль над стратегическим европейским регионом, но и противодействие Евросоюзу, как геополитическому, да и экономическому конкуренту.

Евросоюз — это мощное, но еще достаточно рыхлое политическое образование, внутри которого существует немало разломов, и самый отчетливый — по линии«гранды» —основатели (Германия, Франция, Италия, три страны Бенилюкса) — «старики» (было 9 стран Западной Европы, но Англия «ушла в Брекзит») — «новички» (13 стран, вступившие в 2004—2013 годах). И очень похоже, что США воспользовались этим разломом.

Начиналось все очень добропорядочно и безобидно. В конце лета 2016 года 12 стран-членов ЕС, расположенных в треугольнике «Балтийское — Черное — Адриатическое море» собрались в Дубровнике (Хорватия) для координации работы газораспределительных и газотранспортных мощностей, а так же обсуждения строительства трансъевропейской магистрали «Виа Карпатия», от Клайпеды (Латвия) до Констанцы (Румыния). Украину позвали, но тогда интеллект наших стратегов от внешней политики засиял новыми гранями — Украина отказалась участвовать во встрече.

Так появилась «Инициатива Трех Морей», или BABS (Baltic, Adriatic, Black Sea Initiative), которрая уже в следующем году была политизирована американцами. В Варшаву, на второй «саммит трех морей» приехал президент Дональд Трампи зажег поляков двумя самыми простыми спичками — антикоммунизмом и русофобией. Получилось очень успешно, так что сейчас «Троеморье» находится не только военно-политическим, но и эмоциональным доминированием США.

Проект на глазах превращается в не институализированную конфедерацию Австрии, Польши, Хорватии, Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литвы, Румынии, Болгарии, Словакии и Словении. А американцы поддерживают эмоциональный накал и пользуясь жупелом русской военной угрозы тяжелой кувалдой впечатывают свои армейские бригады в Польшу: «войска США присутствуют в Польше уже длительное время, количество наших солдат в этой стране достигает 5 тысяч, и мы останемся здесь и продолжим сотрудничать с Польшей» — так заявил Трамп во время июльского визита в Польшу. Свои системы ПРО в Румынии и военные базы на Балканах янки уже разместили.

Правда возникает вопрос: а в чей адрес угроза? Кроме русских, естественно, хотя российского присутствия, за исключением, пожалуй, Сербии, там уже нет. Точнее интересы есть, но подтвердить их нечем.

Ведь, если в «сухом остатке»… 12 стран, из которых одиннадцать — «новички ЕС»… Плюс «старик» Австрия, которой, похоже, предназначена роль «хозяйки Троеморья»… Все они берутся под геополитический контроль Соединенными Штатами. Брюсселю, а того более — Берлину с Парижем пора бы задуматься о том, что из их конюшни кто-то цинично уводит молоденьких лошадок. Плюс старую кобылицу, Австрию, которой когда-то почти весь этот табун принадлежал. Правда, это было давно, при Габсбургах.

А тот, кто будет контролировать страны Троеморья, тот, безусловно, станет и хозяином «Восточного партнерства».

Как историк, замечу, что значительной частью своей территории Украина тяготеет к формирующемуся региону Троеморья. И она очень органично смотрелась бы в этой новой версии «санитарного кордона» европейской цивилизации.

Но и здесь свой шанс Украина упустила. Когда киевские лидеры «проснулись» и попросились на Варшавский «саммит Трех Морей», им вежливо указали на порог: форматом встречи был избран «только для членов ЕС». И теперь остается только гадать, кто стимулировал «сезон политической дури», приведшей Украину к конфликтам с Польшей, Венгрией, Румынией, Болгарией (все — участники Троеморья) — имманентная политическая дурь самих лидеров нации или, все-таки, европейские «гранды»? Именно им сейчас наиболее выгодны проблемы в регионе, так активно окучиваемом США.

Или все-таки Москва?

«Восточное партнерство» и «Троеморье» — это два «мягкоконкурирующих» геостратегических проекта. Но пока цивилизованный Запад определяет, кто понесет «бремя белого человека» восточным варварам, на регион явно прицелился раскосый взгляд еще одного игрока. Потому что «…мы должны признать, что в начале этого тысячелетия на Балканах и в Юго-Восточной Европе единственное новое — это Китай. Я бы сказал, что даже в Европе и в мире в качестве нового активного социально-экономического и политического игрока… Это приведет к глубоким культурным, экономическим, а также геополитическим и геостратегическим тектоническим изменениям» (Любомир Кекеновский, профессор университета святых Кирилла и Мефодия в Скопье, Македония).

А появилось это «новое» в Центральной Европе весомо, грубо и зримо. С 2012 года там уже действует вполне институализированный проект «16+1» или CСEEC (China — Central and Central and Eastern European Countries) с центром в Пекине — Секретариатом, во главе с генеральным секретарем ССЕЕС и заместителем иностранных дел Китая Ванг Чао. И пришел Китай туда не с указаниями «как жить» и не с армией, а с вполне сформировавшимся комплектом предложений из «двенадцати мер», в числе которых кредитная линия на 10 миллиардов, валютные свопы, расчеты в местной валюте, пять тысяч стипендий для обучения в китайских вузах и другие очень заманчивые вещи.

Все это предлагается 16-ти странам региона, среди которых одиннадцать членов ЕС и пять балканских стран (Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Черногория, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Македония). В 2012 году, когда проходил первый саммит ССЕЕС в Варшаве его никто особо всерьез не воспринял — где он, тот Китай.

Но через год «грянула» концепция «Нового Шелкового Пути» и стало ясно, что основная цель экономической экспансии Китая — богатый европейский рынок. Еще через несколько лет стало также ясно, что «Путь» это основной инфраструктурный проект современности. А это значит, что Китай продолжит инфильтрацию в Центральную Европу, нравится это Брюсселю с Вашингтоном, или нет. Так что проект этот надолго.

Но Украина в нем участвовать не будет. И вот почему: это Восток, панове, где символ правит миром еще со времен Конфуция. Китай — это страна, управляемая КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИЕЙ и сейчас живущая в режиме антикоррупционной кампании. Брать в партнеры декоммунизаторов и основных ньюсмейкеров на поле коррупционных рекордов Пекин не будет: это та «потеря лица», которая на Востоке не прощается.

Три независимых и конкурирующих геополитических проекта на крошечном участке евразийского континента — это много. Но зато какой простор для маневра участников! Жаль, только, что Украина в их число не входит. В «Восточном партнерстве» ей отведена роль «терпилы», а к Троеморью и ССЕЕС она просто не допущена. Зато особо остро понимаешь Остапа Бендера: когда он сидел за кустами в кювете, а «настоящая жизнь пролетела мимо, радостно трубя и сверкая лаковыми крыльями».

Андрей Ганжа (Киев), специально для EADaily
Подробнее: 
https://eadaily.com/ru/news/2017/11/29/andrey-ganzha-ukraina-v-centralnoevropeyskoy-sutoloke

Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2017/11/29/andrey-ganzha-ukraina-v-centralnoevropeyskoy-sutoloke