рубрикатор
Открыть меню
Россия

Почему по просьбе Газпрома федеральные деньги идут в Приамурье бурным потоком, а для остальных краны давно пересохли? Виной всему банальная гонка за прибылью.

Даром который год лицо амурской столицы покрыто рытвинами и  покосившимся строительным забором. Проект берегоукрепления набережной Амура и примыкающая к ней Золотая миля – строятся для защиты города от бурной реки, расширения зоны отдыха и привлечения туристов. Да присутствуют фантастические идеи межграничных канатных дорог и еще куча оригинальных «плюшек». Но окупаемость этой грандиозной мечты весьма туманна.

О замене износившегося моста на въезде в какой-то 300-тысячный Благовещенск, пусть даже областной центр, и говорить нечего. Денег транспортная артерия точно не принесет, не окупится и за 20 лет. Подлатали старый, да ладно, авось еще столько же простоит. То ли дело производственные предприятия. На золотодобычу, лесозаготовки, гидростанции, а теперь нефтепровод и газопереработку средства находятся куда охотнее. Освоение природных богатств Амурской области идет семимильными шагами. И пресловутый кризис нипочем.

Подтверждает это руководитель амурского агентства по привлечению инвестиций:

- Из-за некоего федерального секвестра проект берегоукрепления Амура затормозился. Инвестору для захода на площадку необходимо готовое понимание по инфраструктуре, срокам завершения. А сегодня работы на участке так и не завершены, необходимо подводить сети и коммуникации, а это дополнительный объем затрат. Для инвестора важны в настоящее время окупаемость и прибыль. Каждая дополнительная затрата на проект – существенна, - объясняет сложившуюся в Приамурье ситуацию Павел Пузанов. – Мы сейчас ориентированы на несколько иные задачи. Конечно Золотая миля и Зейский мост на повестке стоят. Но наша основная работа – привлечение резидентов ТСР (инвестиционно привлекательных компаний). Здесь динамика складывается. Две новые заявки поданы в Корпорацию развития Дальнего Востока. Еще три проекта в стадии упаковки. В этом году в области появится 5 новых проектов.

Два «замороженных» на сегодня амурских мега-проекта в первую очередь были связаны с бюджетным финансированием, которое оказалось приостановлено. Так было с печально известной в регионе «Бастилией». Нынешнее здание Общественно-культурного центра строилось 30 лет. Изначально в 1977 году возводилось как драматический театр с вращающейся сценой. Через 10 лет мытарств его законсервировали. А открыли лишь в 2007 году. В итоге от большинства передовых идей пришлось отказаться. Будем надеяться, что в данном случае печальная судьба долгостроя не повторится.

- Денежно не окупаемые проекты финансирует государство. Если конечно они дают мульпликативный эффект - запускают экономическую активность населения и крупного бизнеса. И тогда появляются новые рабочие места, услуги, доходы в бюджеты, - объясняет особенности инвестирования экономист Андрей Конюшок.  – Хотя что я говорю, такие проекты окупаются, но через 20-30 лет. Бизнес такого себе не может позволить. Остается ждать движения от государства.

При всех нюансах, скоротечное утверждение проекта углубления реки Зея не так уж и бессмысленно для рядовых амурчан. Возможно оно даже принесет реальную пользу, надеется директор общественной экологической организации «АмурСОЭС» Юрий Гафаров:

- В старые добрые советские времена русла рек постоянно углубляли, чтобы суда могли ходить. Это в новейшее время решили, что у нас речной транспорт нерентабелен, и прекратили эту затратную практику. К тому же Зея, как и другие реки области, в последние десятилетия значительно обмелела по разным причинам. Русловые процессы - это очень специфичная вещь. С точки зрения влияния на окружающую среду я вижу несколько неприятных вещей вроде повышения загрязненности в результате дноуглубительных работ. Но насколько это влияние будет серьезным, можно сказать только по изучению документов.

Время покажет. А пока ежегодно из федерального бюджета будут тратить от 250 миллионов рублей, чтобы баржи с грузами Газпрома успешно проходили свой путь из Охотского моря до строящегося Газоперерабатывающего завода под амурским Свободным. Который обещают запустить в полную силу через 5 лет для переработки почти 75% объема российского газа. Еще и на соседний Китай хватит.

- Здесь будут получать природный газ, выделять из него фракции, такие как широкая фракция углеводородов, этан, пропан, бутан. Это будут установки разного типа - открытого и закрытого, - планирует начальник отдела капитального строительства «Газпром переработка Благовещенск» Вячеслав Васильченко.

Путь барж пролегает вдоль Благовещенска. Сначала вверх по Амуру, мимо многострадальной набережной, который год ожидающей около 3 млрд. рублей на завершение оставшихся менее 10% берегоукрепления. Затем вдоль 40 гектаров отсыпанного пустыря под Золотую милю. А далее аккурат под Зейским мостом 1982 года постройки, рассчитанным на 3 тыс. автомобилей и пропускающим ежедневно 13 тысячный трафик в областную столицу и обратно. Взамен которого еще в 2015 должны были начать строить новую транспортную артерию через реку Зея. А в 2018 намеревались даже закончить, но так и не дождались федеральной поддержки.


Источник: https://sm-news.ru/news/analitika/kopat-ne-stroit-priamuryu-otkazyvayut-v-federalnykh-sredstvakh-a-milleru-dayut-kart-blansh-v-regione/