С новым политическим сезоном события вокруг Донбасса стали развиваться куда динамичнее, чем в предыдущие периоды. К весне-осени 2017 года самопровозглашенные Луганская и Донецкая народные Республики лишились харизматичных командиров Гиви и Моторолы – пожалуй, «последних из могикан», только из батальонов Сомали и Спарта. Похороны героев, на которые пришли тысячи людей, стали ударом, неожиданно, и по Киеву. Не военным, но информационным, идеологическим.
Киев с самого начала вооруженного конфликта пытался убедить международное сообщество в том, что на территории Украины идет не гражданская война, а Украина стала жертвой «российской агрессии». На конкретные попытки, по факту, безуспешно было потрачено два года. В приверженности суверенитету и территориальной целостности Украины иностранные лидеры клялись еженедельно, но далее этого никто официально не пошел. Однако ЕС и США сразу приняли санкции против России по инициативе Вашингтона – из-за присоединения Крыма к РФ в 2014 году – что придало ярких красок прозападной риторике Киева, раскрутив маховик пропаганды.
Можно привести в пример скоропостижно потухшую информационную кампанию «Надежда Савченко – депутат и герой Украины»; СБУ-шные видео, скорее, постановочных допросов якобы российских военнослужащих (лица «замыливались», допрашиваемые читали ответы на вопросы по бумажкам); крымские диверсии руками украинских праворадикалов и крымскотатарских активистов; суды над гражданами России и последующие «обмены»; рассмотрение законопроектов и принятие Верховной Радой антироссийских законов; и официальное публичное лицо комплекса схожих на современные американские методов – президент Украины Петр Порошенко, в руки которого вкладывали материальные «доказательства» - российские паспорта.
Ситуация никаким образом не могла сдвинуться в пользу мирного урегулирования, описанного в Минских договоренностях, так как украинская сторона, объективно не выигрывающая в военном деле (Дебальцево, Иловайск, донецкий аэропорт – жутчайшие поражения украинских силовиков и вооруженных банд), уделяла больше внимания попыткам информационно-пропагандистскими методами закрепить победы, которых не было. Волна преступности, связанной с демобилизацией вооруженных «ветеранов АТО», накрыла Киев и другие города Украины так, что правоохранительной системе, не сумевшей своевременно реагировать на угрозу, пришлось также прибегнуть к информационным методам воздействия на население: дескать, ко всем терактам (и даже не совершенным) причастны спецслужбы РФ. Кроме этого, подтверждает намерение Киева гнуть свою линию, выходящую за рамки «Минска», парламент, принявший закон о «временно оккупированных территориях».
Вышеперечисленные шаги – очевидно не конструктивны, провокационны, и способствовали нагнетанию обстановки. В Москве в итоге обвинили Киев в нежелании выполнять минский «Комплекс мер…».
Украинские силовики на Донбассе периодически создавали для Порошенко условия, необходимые для дальнейших политических шагов. Одним из таких «условий» стал населенный пункт Авдеевка, страдающий от боевых действий также, как и многие другие города и поселки. В мае 2016 года президент Украины провел телефонный разговор в «нормандском» формате. Порошенко настаивал на необходимости ввода полицейской миссии ОБСЕ, препятствием в мирном урегулировании он называл ухудшение обстановки именно в Авдеевке.
В октябре Порошенко продолжил говорить о полицейской миссии, настаивая, что она должна быть на линии разграничении и… на украинско-российской границе. Причем этот параметр для Порошенко - ключевой.
«Мы сейчас сделаем попытку для того, чтобы ввести вооруженную, то есть полицейскую миссию ОБСЕ, которая будет обеспечивать безопасность как во время выборов, так и на переходной период. Отдельно отмечаю, что российская сторона также поддержала необходимость внедрения вооруженной полицейской миссии ОБСЕ», - говорил он 20 октября 2016 года на пресс-конференции по итогам встречи в «нормандской четверки» в Берлине.В конце января 2017 года Порошенко, как писали все украинские СМИ, «прервал визит в ФРГ из-за обстрелов Авдеевки». Интересно, что на самом деле президент Украины просто вернулся в Киев потому, что провел все запланированные встречи (с канцлером Ангелой Меркель, президентом Бундестага Норбертом Ламмертом, главой МИД ФРГ Зигмаром Габриэлем, представителями деловых кругов). Понятно, что и Авдеевка, и другие «сюжеты» боестолкновений украинским руководством всегда рассматривались исключительно как информационный повод.
Затем в апреле 2017 года, после того, как в ЛНР подорвался патруль наблюдателей СММ ОБСЕ, Порошенко позвонил госсекретарю США Рексу Тиллерсону (при взрыве погиб американский наблюдатель) и предложил активизировать обсуждение вопроса ввода на Донбасс миротворческой миссии ООН.
В июле вопрос ввода «голубых касок» обсудили президенты РФ и США Владимир Путин и Дональд Трамп. Российский лидер подчеркнул, что размещение миссии возможно только при согласии противоборствующих сторон, а именно Киева, Донецка и Луганска.
И в конце августа, наконец, Порошенко заявил, что собирается предложить Генассамблее ООН ввести миротворческий контингент на Донбасс. Вероятно, украинский лидер либо поторопился с заявлением, либо хотел катализировать реакцию Кремля. Ответ последовал, сравнительно, молниеносно: накануне Владимир Путин поддержал идею, и поручил МИД РФ внести соответствующий проект в ГА ООН.
Почему так? Закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины» вступил в силу 14 мая 2014 года, закон о статусе Донбасса «О внесении изменения в статью 10 Закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» - в марте 2015 года, предоставляли украинскому лидеру возможность как бы находиться и действовать в рамках правового поля Украины. То есть, все его заявления подкреплялись украинским законодательством.
Здесь же напротив, более ужесточающие отношение Киева к Луганску и Донецку киевские законы еще не вышли, но президент уже говорит о миротворческой миссии, которая не очень, кстати, вписывается в положения «Минска».
Речь идет об анонсированном законе о реинтеграции Донбасса, в котором впервые Россию якобы назовут официально «страной агрессором», как пишут СМИ. И в этом законе, по идее, должен появиться пункт о миротворческой миссии ООН на территории неподконтрольных Киеву ЛДНР.
Получается, что Россия согласилась молниеносно, не дожидаясь «сюрпризов» от Верховной Рады. Идеологическая коллизия заключается в том, что фактически согласны с вводом «голубых касок» обе противоборствующие стороны: и Киев, и ЛНР, и ДНР. И даже Россия, которая не является стороной конфликта, и еще не закреплена Украиной законодательно «страной-агрессором».
Но.
Киев, в виду изначально не конструктивной позиции, предсказуемо не согласится с тем, что линия соприкосновения – это линия между территориями Украины и самопровозглашенных Республик, будет фактически настаивать (в рамках еще не принятого закона) на том, что конфликт разграничивается на украинско-российской границе. Это, как минимум, для того, чтобы Киеву не пришлось объявлять военное положение (а законопроект, к слову, летом анонсировал секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Александр Турчинов), а Порошенко – продолжать исполнять экивоки.
Понятно, что ни Россия, ни ЛДНР не пойдут на это, а внесение российского проекта в ООН – пожалуй, единственный возможный и правильный в данном контексте ход.
Глава МИД России Сергей Лавров назвал заявления Киева о том, что миротворческая миссия должна быть развернута с границы между Россией и Украиной «прямым извращением Минских договоренностей», в которых говорится о переходе ее под контроль украинской стороны только после полного выполнения всего, «под чем подписался Петр Алексеевич Порошенко, включая решение всех политических вопросов внутриукраинского кризиса»
«Наше предложение о размещении сил Миссии ООН касается главного принципиального приоритета, который был определен в качестве такового еще в Минских соглашениях и неоднократно подтвержден лидерами «нормандского формата» – разведение сил и средств на линии фактического соприкосновения с тем, чтобы в зоны безопасности, которые образуются после разведения сил и средств сторон, вошли наблюдатели ОБСЕ, а их охраняли бы миротворцы ООН», - ответил Лавров журналистам 6 сентября «на полях» Восточного экономического форума во Владивостоке.Наконец, что самое интересное - это происходящее на линии разграничения. Несмотря на объявленное в очередной раз «школьное» перемирие, от военнослужащих ЛДНР продолжают поступать тревожные сообщения. Руководство Республик также информирует о нарушениях режима тишины, обстрелах и жертвах.
Источник ИА «SM-News» в рядах ВС ДНР сообщил, что «на местах» «делают большие ставки на войну», имея в виду активную фазу боевых действий. Свидетельствует об этом огромная концентрация военной техники, «как никогда», добавил собеседник (вопреки Минским соглашениям украинская сторона все лето стягивала тяжелую технику). По его словам, «все готово к серьезной войне», и трудно сказать, возможно ли избежать кровопролития: скопленный потенциал должен же куда-то высвобождаться. Вместе с тем есть понимание, что Киев не согласится с российским проектом, и так называемое «перемирие» в том виде, каком оно есть, будет еще долго длиться.
Действия Киева по отношению к жителям Донбасса воспринимаются геноцидом. Назвать этот термин наиболее подходящим позволяет тот факт, что обе противоборствующие стороны заявляют о стремлении к мирному урегулированию, но упирается все в итоге в ультимативную позицию руководства Украины, к которой в Киеве подталкивает так называемая «партия войны».
Говорить о каких-то дипломатических победах Украины кажется полностью бессмысленным в виду того, что глава государства, обкатывая открытия школ, говорит одно и то же: безвизовый режим, Соглашение об Ассоциации с ЕС, «прощай, Россия» и так далее. Скорее всего, готовится к выдвижению в президенты на второй срок, такое мнения придерживаются многие украинские эксперты.
В данном раскладе можно констатировать, что интегрируемые в РФ Республики (интеграционный комитет «Россия-Донбасс» в 2017 году проведет порядка 500 мероприятий, о чем заявлял глава ДНР Александр Захарченко) действуют по российской логике: военный успех должен закрепляться и идеологически. Украина – наоборот. Поэтому, в том числе, в присутствии сотрудников СЦКК обычные жители ЛДНР видят поддержку со стороны РФ. И если «голубые каски» и войдут на Донбасс – это будет восприниматься положительно. Украинским гражданам же Киев представит это в негативном свете, и предсказуемо, что местные политики начнут поднимать с помощью СМИ недовольство, используя тезис: «официально российских военнослужащих впустили».
Разумеется, самое ужасное – это то, что пока происходят вышеописанные процессы, мирное население продолжает страдать и погибать.