рубрикатор
Открыть меню
Россия

Приграничное сотрудничество – часть международных отношений Российской Федерации, международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ и муниципальных образований, которая представляет собой согласованные действия субъектов приграничного сотрудничества РФ и сопредельных государств, направленные на решение задач, определяемых международными договорами Российской Федерации

Антироссийская риторика, высказываемая различными европейскими чиновниками различного ранга, подогреваемая теми или иными мировыми событиями и всплывающая в зарубежных СМИ, стала в настоящее время чем-то весьма обыденным. 

Трудно отрицать, что современные российско-европейские двусторонние отношения «откатились» на позиции занимаемые десятки лет назад – санкции и запретительные меры, которые были введены, в частности, европейскими лидерами, сменяются ответными со стороны российского правительства. Но неужели мы стали свидетелями кризиса взаимопонимания наших государств во всех возможных областях сотрудничества? Ответ – Нет. 

Одной из таких сфер, где по-прежнему партнерство с Европейскими регионами остается на высоком уровне является приграничное сотрудничество. Для Калининградской области – окруженной со всех сторон европейскими государствами, вопросы сотрудничества с «соседями» приходится решать практически каждый день. Однако опыт этого региона не единичный, он касается почти всего Северо-Запада России, который у нас принято называть российское приграничье, а в Европе – внешние границы Европейского Союза.

Добрососедские программы сотрудничества

Одна из тем почти не освещаемая в европейских СМИ это программы приграничного сотрудничества России и ЕС на период до 2020 года. Как ни парадоксально, но в этом году 8 из них планируется к запуску. Уже сейчас на уровне ЕС одобрены программы «Польша-Россия» и «Литва-Россия», рассчитанные до 2020 года, также подписано финансовое соглашение о продолжении сотрудничества с Юго-Восточной Финляндией на ближайшие четыре года. 

По данным департамента развития межрегионального и приграничного сотрудничества, Министерства экономического развития РФ сотрудничество охватит также Эстонию, Латвию, Швецию и Норвегию. И этот список не включает в себя еще и более мелкие проектные программы, реализуемые на муниципальном уровне. Беспрецедентная ситуация, которую трудно себе вообразить в условиях текущей политической напряженности между Россией и ЕС.

Что же стоит за этими программами, почему именно сейчас стала возможна реализация такого большого количества совестных двусторонних проектов? Что бы разобраться в этих вопросах, необходимо рассмотреть ситуацию как минимум с двух позиций, ведь если проекты запускаются – значит это кому-то надо. Чем же выгодно приграничное сотрудничество одной и второй стороне?

Европейская политика сближения

Почти семилетний опыт работы с европейскими партнерами из Ассоциации европейских приграничных регионов (АЕПР) – одной из старейших в Европе организаций занимающихся вопросами приграничного и еврорегионального сотрудничества, показал, что даже в ЕС вопросы налаживания добрососедских отношений необходимо отстаивать во всех возможных государственных институтах. 

Как отмечали сами руководители Ассоциации, приграничные программы и их финансирование, даже внутри ЕС просто так не возникает, за ними всегда стоят люди, которые их разрабатывают, согласуют, лоббируют среди еврочиновников и т.д. Это серьезная работа, которую почти никогда не видно. Однако важность этих программ трудно переоценить, и касается это не только внешних границ ЕС, внутри стран-членов так же существуют районы где, не так развита промышленность или транспортное сообщение и, как правило, это именно приграничные – периферийные районы государств. 
Как это зачастую происходит – государственные планы заканчиваются там, где проходит граница с другим государством. Это типичные случаи, когда добраться в соседний город находящийся фактически в другом государстве (что например, характерно для Швеции, Финляндии, Норвегии) добраться ближе, чем до других своих. А что делать, если там нет дорог, ведь в чьи обязанности должно входить ее строительство? И что делать, если законодательная система для трудоустройства там совсем иная? 

Все эти и многие другие вопросы и призвана была решить программа приграничного сотрудничества, позволяющая не только государствам, но и самим муниципалитетам создавать условия для совместного планирования их общего жизненного пространства.

Аналогичная картина складывается и в отношение сотрудничества с российскими регионами, ведь мы для европейских муниципалитетов не только «захватчики» как принято слышать в европейских СМИ, но экономические партнеры в сфере транспорта, если говорить об использовании портовых возможностей, туризма (что очень популярно для Калининградцев, до роста курса евро, которые активно ездили за покупками в Польшу), культуры и т.д. 

И мы не только рынок, куда можно импортировать товары, но и площадка для развития въездного туризма и совместных предприятий (особенно для регионов РФ со статусом ОЭЗ и ТОР).

Российский опыт приграничного сотрудничества

Для понимания общей ситуации с программами сотрудничества Россия – ЕС необходимо понимать еще один аспект. Европейское финансирование было доступно Российским регионам и муниципалитетам еще с 90-х годов их отличительной особенностью было то, что они не включали российские средства. Сейчас же РФ со-финансирует почти половину от бюджета выделяемого ЕС. 

Что это значит, если бюджет программы «Польша-Россия 2020» составляет более 62 миллионов Евро, то российских средств там порядка 20 миллионов Евро. Т.е. Россия из фактически грантополучающего государства стала полноправным финансовым партером. Это уже не просто Европейские деньги, которые необходимо освоить, теперь это уже частично федеральные средства.

Тем не менее, только за программный период 2007 – 2013 годов реализовано 200 регулярных проектов, 50 из которых крупномасштабные – т.е. связанные с крупными инвестиционными или строительными проектами как, например, строительство дорог, очистных сооружений и т.д. 

Как прокомментировал эти данные в своем выступлении заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, Александр Цыбульский – «Реконструкция 1 км дороги по Программе «Карелия» составила 89 тыс. евро, что меньше, чем установленные расходы на ремонт и реконструкцию дорог подобного типа (91 тыс.евро), а также существенно ниже, чем в наименее затратных проектах по России (ремонт 1 км автодороги Енисей стоил 125 тыс. евро, ремонт 1 км дороги во Владимирской области стоил 147 тыс. евро)». 

Также заместитель министра отметил, что регионы-участники активно развивают туристический сектор, динами которого в них вдвое больше чем общероссийский показатель (21,6 % по сравнению с 9,2 %).

Резюмируя все изложенное можно заключить, что для ЕС существующие программы приграничного сотрудничества это возможность инвестировать средства в депрессивные районы с целью улучшения их экономического и социального благополучия. 

Одновременно с этим сохраняется возможность, продолжать развивать сотрудничество с российскими регионами. Так или иначе, но даже в Брюсселе понимают, что создание сбалансированной в экономическом и
социальном плане обстановки на внешних границах позволяет избежать больших проблем в дальнейшем, это касается вопросов комплексной безопасности, трудовой миграции и даже туризма. При этом часть средств программ покрывает правительство РФ, что, во-первых, выгодно экономически всем участникам, а во-вторых позволяет отстаивать российские интересы в ходе реализации проектов. 

К тому же на федеральном уровне неоднократно подчеркивалось, что европейское направление является одним из самых передовых и системно выстроенных, что позволяет апробировать новые идеи и форматы совместной работы. Описанная схема партнерства может в первом приближении показаться слишком прагматичной, но возможно это именно то, чего сейчас не хватает современному политическому миру.


Источник: https://sm-news.ru/news/analitika/sovremennye-vyzovy-i-perspektivy-rossiysko-evropeyskogo-prigranichya/