Решение о сносе всех мемориалов в честь лидеров ОУН и УПА, принятое властями Польши, сложно назвать неожиданным и сколько-нибудь выбивающимся из взятой уже довольно давно Варшавой линией в отношениях с украинскими властями.
Энергично поддерживая Украину на всех международных площадках, тиражируя тезис о российской оккупации Донбасса, плюсуя к ним собственные фантазии на тему российской угрозы, в двусторонних польско-украинских отношениях, руководство Польши держится скорее негативистского тренда, выступая за безоговорочное осуждение ОУН и УПА и их сотрудничества с немецкими нацистами.
Еще в августе прошлого года польский сейм почти единогласно принял резолюцию о геноциде поляков, совершенном украинскими националистами во время Волынской резни.
Кроме того, уже почти два года усилиями польской общественности на территории страны идет негласная охота за различными памятниками, мемориалами, даже самыми незначительными изваяниями и надгробиями, установленными на могилах, которые увековечивают память бойцов ОУН-УПА*.
Их демонтируют по решению властей, сносят спонтанно, оскверняют, переписывают таблички на них на прямо противоположные по смыслу. Так в 2015 и 2016 годах были разрушены памятники в селах Радруже, Грушовичах, Вежбице и Молодичи.
В декабре 2016 года польское правительство лишило государственного финансирования портал украинской общины в Польше «за фальсификацию истории и враждебную польской государственности пропаганду». Снятый поляками в том же году художественный фильм «Волынь» добавил напряженности в отношения между двумя странами. Его показ был отменен в Киеве, несмотря на то, что польская сторона настаивала на демонстрации.
Таким образом Министерство культуры Польши не изобрело какой-то новой политической линии, оно просто придало оформившемуся и уже набравшему силу общественному настроению. Однако, радость, испытываемая в связи с этим некоторыми комментаторами из России — дескать поляки начинают прозревать — кажется несколько преждевременной.
В польской войне с памятниками нет никакой серьезной антинацистской подоплеки. Вернее, есть, но взгляд польских консерваторов-националистов, утвердившихся во власти, целиком и полностью устремлен в прошлое, ужасов сегодняшнего дня он как не замечал, так и не замечает.
В Варшаве никто не озабочен националистической сущностью нынешней украинской политики.
Ни факельные шествия, не переименование улиц в украинской столице, ни символика на знаменах территориальных батальонов, ни возрождение структур ОУН-УПА — ничто это не заставит нынешнего президента Польши Анджея Дуду и правящую партию «Право и справедливость», которую он некогда возглавлял, упрекнуть нынешние украинские власти в попытках актуализировать наследие Мельника и Бандеры и имплантировать его элементы в фундамент государственной политики.
Напротив, у Украины нет более верного союзника в негласной антироссийской коалиции, нежели Польша. Никто не прилагает стольких усилий в Европейском Союзе, чтобы выставить Россию агрессором, ответственным за войну в Донбассе. Все дело в том, что претензии сторон друг к другу — а Украине тоже есть, что вспомнить, — носят локальный характер и касаются только истории.
Националистически настроенные власти обеих стран вглядываются в прошлое не только для того, чтобы отыскать там идеальные формы, в которые можно было бы отлить настоящее и будущее, но и в поиске безвинных жертв, вписанных в виктимный мартиролог. Дело в том, что современный национализм живет страдательным залогом. Ему необходимо ощущать себя потерпевшей стороной, которая так и не получила компенсации за нанесенные обиды.