МУРМАНСК, 12.02.2017 – РИА Новости. Минприроды ожидает, что в этом году комиссия ООН, рассматривающая российскую заявку на расширение границ своего континентального шельфа в Арктике, будет более активно обсуждать суть самой заявки в режиме вопросов и ответов, сообщил журналистам министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской.
Донской отметил, что в конце февраля комиссия будет контактировать с российской делегацией, будут отрабатываться конкретные вопросы.
"Надеюсь, что специалисты комиссии предоставят дополнительные вопросы, и мы выйдем на более активный режим ответов. В последнее время мы в основном презентовали все наши данные, те аналитические материалы к заявке. В этом году ожидаем от членов комиссии более активного участия с точки зрения обсуждения сути заявки", — сказал Донской.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА:
9 февраля Россия презентовала в ООН обновленную заявку на расширение границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Страна планирует включить в свою исключительную экономическую зону весь примыкающий к ее берегам арктический сектор.
Россия уже подавала заявку на расширение своей экономической зоны в Арктике в 2001 году, однако она была отклонена из-за недостатка информации. После этого более 10 лет в Арктике проводились натурные геолого-геофизические исследования для изучения геологической природы поднятия Менделеева и хребта Ломоносова, батиметрическую съемку, а также необходимые сейсмические исследования.
В октябре 2014 года в рамках подготовки заявки была завершена последняя экспедиция в Арктику – геолого-геофизические исследования в районе котловин Подводников и Амундсена. Они проводились на борту экспедиционного судна «Академик Федоров» в сопровождении атомного ледокола «Ямал». Высокоширотная экспедиция пересекла Северный полюс, где ранее такие исследования не проводились.
В августе 2015 года обновленная заявка была передана в Комиссию по границам континентального шельфа ООН.
Москва поступилась суверенитетом своего арктического сектора в 1997 году, когда ратифицировала международную Конвенцию по морскому праву 1982 года. С 1926 года до этого момента он распространялся на все пространство от Северного полюса до ее материковой части в пределах меридиональных границ – как и вся Арктика с середины 20-х годов прошлого столетия была поделена на национальные сектора между пятью государствами: Россией, США, Норвегией, Канадой и Данией. При этом правовая определенность сохранялась лишь в отношении земель и островов, но не акваторий.
Конвенция ограничила северные территории и акватории арктических государств прибрежным шельфом, протяженность которого определена в 200 морских миль (370 километров), остальное пространство Арктики объявлено международным. При этом полный суверенитет каждой страны сохраняется лишь на 12-мильную прибрежную часть. 200 морских миль шельфа считаются экономической зоной, где разрешено свободное судоходство, но действуют исключительные права соответствующего государства на использование минеральных и биоресурсов.
Каждая из пяти стран имеет право претендовать на расширение своей экономической зоны, если докажет, что морское дно за ее пределами является естественным продолжением материка.
Как пояснил глава Минприроды Сергей Донской, новая заявка России «не меняет Концепции внешней границы континентального шельфа РФ, одобренной Правительством в феврале 2000 года. Заявляется площадь морского дна за пределами 200-мильной зоны в пределах всего российского полярного сектора с включением зоны Северного Полюса и южной оконечности хребта Гаккеля».
Таким образом, Россия претендует на присоединение к ее исключительной экономической зоне всего пространства прежнего советского арктического сектора. Обновленная заявка включает подводные пространства площадью около 1,2 миллиона квадратных километров, простирающиеся более чем на 350 морских миль от побережья.
Международное пространство Арктики за пределами 200-мильных шельфовых зон привлекает внимание не только России — в той или иной мере на него претендуют Дания, США и Канада. На этих глубинах может находиться до 30% неразведанного природного газа и 15% мировых нефтяных запасов. По оценкам российских специалистов, прогнозные ресурсы углеводородов в тех областях, которые включены в рассматриваемую ООН заявку, — 4,9 миллиарда тонн условного топлива.
По словам академика, координатора программы РАН по Арктике Александра Ханчука, пока доказаны лишь 5-6% запасов от прогнозных. Запасы стратегических металлов там также огромны и сопоставимы разведанной частью нефтегазовых ресурсов.
Однако начать пользоваться этими богатствами удастся не скоро — от начала поисковых работ до разработки месторождений обычно проходит 30-40 лет, напомнил академик.
Тем более — в сегодняшних условиях, когда цены на нефть упали почти до $30 за баррель. Специалисты оценивают себестоимость барреля арктической нефти при современном уровне технологий примерно в $120, то есть, ныне ее добыча стала бы безнадежно убыточной.
Площади арктических пространств, находящихся за пределами экономических зон пяти государств, имеют международный статус и относятся к акватории Мирового океана. Однако, с одной стороны, есть потенциальные запасы полезных ископаемых и, что еще важнее, стратегическая привлекательность Арктики, где сходятся побережья Европы, Азии и Северной Америки и где могут проходить кратчайшие транспортные маршруты из одной части света в другую (прежде всего, Северный морской путь). С другой, существует правовая возможность для каждого из государств расширить свою шельфовую зону за счет «ничьих» пространств, вопросы делимитации которых, как отмечено в российской заявке, до конца не урегулированы.
В декабре 2014 года Дания подала заявку на участок шельфа к северу от Гренландии, и зона, на которую претендует эта страна, существенно перекрывает районы, включенные в заявку России. Канада также готовит свою заявку, которая может касаться районов, на которые претендует Россия.
Возможность такого столкновения интересов руководители арктических государств предвидели и ранее, поэтому в 2008 году на уровне министров иностранных дел подписали декларацию, в которой обязались решать подобные вопросы в духе доброй воли, компромиссов и на основе двусторонних переговоров.
Между тем, к арктическим просторам начали проявлять все больше интереса страны, не имеющие прямого выхода к Северному Ледовитому океану. В частности, звучат предложения пересмотреть статус Арктики в связи с тем, что ее льды из-за глобального потепления скоро придется рассматривать как сезонное явление. То, что мировая гонка за право эксплуатации природных ресурсов Арктики уже началась, признали и в Соединенных Штатах.
В России этот наметившийся ажиотаж склонны рассматривать как потенциальные вызовы и угрозы национальной безопасности. Предвидя возникновение возможной напряженности, страна предприняла шаги по укреплению и переоснащению своей военной группировки в Арктике. Что, в свою очередь, вызывает озабоченность на Западе.
Между тем, новый передел Арктики, который происходит в виде попыток прибрежных стран расширить свои шельфовые зоны, в какой-то мере означает возврат к прежнему секторальному разделу этой части планеты. Только если прежде он был результатом договоренности пяти государств, то теперь происходит с участием всего мирового сообщества, и это делает его гораздо более легитимным. Что, в свою очередь, ведет к стабильности в этом регионе: по мере удовлетворения претензий стран на расширение зон прибрежного шельфа, ажиотаж неминуемо будет спадать.
Намерение России распространить свои исключительные права на весь свой прежний арктический сектор лишено сиюминутного прагматизма. Скорее, впору говорить о статусных мерах и о шагах, направленных в будущее, считает профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский.
«Для того, чтобы осваивать арктические месторождения нефти и газа, России надо будет коренным образом усовершенствовать технологию добычи полезных ископаемых. Простой пример: сегодня российские месторождения заканчиваются быстрее, чем за рубежом, потому что, скажем, коэффициент извлечения нефти (КИН) в России составляет 25-30%, а в странах Запада – 40-50%, и там намерены в скором времени довести этот показатель до 70%. Это говорит о том, как серьезно надо нашей нефтяной отрасли работать над технологией добычи», — говорит он.
Нефть Арктики – дорогая, и «снимать сливки» с месторождений, оставляя их, по сути, недоразработанными, там не получится, поскольку будет крайне невыгодно. Для этого потребуется немало времени. Кроме того, надо иметь в виду, что освоение Арктики потребует кооперации с зарубежными партнерами, а также серьезного притока иностранных инвестиций, напоминает эксперт.
Россия занимает исключительное положение в Арктике. Ни одна страна в мире не располагает ни такой инфраструктурой в этой части планеты, ни таким ледокольным флотом, какой есть у нее. Другое дело, что свое арктическое хозяйство России предстоит очень серьезно восстанавливать, и на это потребуется тоже много времени и денег.
Наконец, сегодня вести хозяйственную деятельность в северных широтах придется принципиально иначе, чем пару десятилетий назад. Мировое сообщество предъявляет очень высокие требования к соблюдению экологических норм и сохранению этой суровой, но очень уязвимой части планеты.
«Если заявка России будет удовлетворена, то на нее будут смотреть очень внимательно и пристально – а какими методами, какими способами она будет там хозяйничать? Ущерб, нанесенный природе Арктики, будет невосполнимым, и это коснется всего мира», — говорит Алексей Портанский.
Разумеется, расширение российской арктической зоны создаст ей внушительный задел на будущее и заметно поднимет ее статус, что тоже немаловажно в сегодняшней непростой ситуации. Это не только престижная, но чрезвычайно ответственная и затратная ноша.
Владимир Ардаев 10 февраля 2016,