рубрикатор
Открыть меню
Русский Север

Эксперты:
– Хочу, чтобы Россия победила в битве за шельф;
– Норвежский бизнес будет развивать отношения с Россией в Арктике

В Санкт- Петербурге состоялся III Международный арктический саммит.
Десятки делегатов из разных стран съехались в Морской Технический Университет, что обсудить вопросы Арктики. По мнению участников, арктические исследования- это окно в будущее. Именно от освоения этой территории зависит история завтрашнего дня. 
Нам удалось пообщаться с  с Дайсуке Харада, докладчиком из Японии, заместителем департамента Японской национальной корпорации по нефти, газу и металлам JOGMEC и Нильсом Андреасом Масви, вице-президентом норвежской DNV GL AS.
Дайсуке, как вы оцениваете роль России в экологии Арктики? Соблюдает ли наша страна, по вашему мнению, экологические стандарты? 
Вы знаете, считаю, что обратить внимание на экологию нужно всем. Конкретно про Россию не могу сказать точно, потому что у меня нет сейчас данных исследований, но посмотрите столько сейчас нефтегазовых разработок! Это ведь очень и очень серьезно для экологии. На экологическую ситуацию нужно обратить внимание не только Китаю, не только Японии и России, но и всем странам, связанным с проектами там.


Как вы оцениваете российско-японские отношения в арктических вопросах? 

Отношения между Россией и Японией очень хорошие, я бы даже сказал "горячие". Прекрасный диалог идет и между нашими премьер-министрами, радуют дипломатические отношения. Но, конечно, что сейчас очень нас волнует- российская цена на нефть и газ. И да, это правда- у нас есть страх. Страх завышенной цены с вашей стороны на эти ископаемые. Эта цена важна сейчас не только для Японии, она интересует все иностранные государства. Ведь Арктика- это и острова Карского моря, и полуостров Таймыр-там есть большие возможности, есть нефть и газ, но, к сожалению, морской путь закрывается зимой. Он открыт для нас только летом. Нам приходится переправлять все через Европу, это очень долго и дорого. Посмотрим, какие будут перспективы. Я в них верю, но еще раз повторюсь- есть и много ограничений. Также немаловажный вопрос для нас- российский системный налог, пошлина. Мы переживаем за его повышение. Хотя еще недавно в России не было такой стабильной экономической ситуации для нашей страны, а сейчас я вижу- ситуация меняется. Отношения становятся все лучше. Вы же вообще для нас- самые близкие, вы- наша Европа (смеется). Да и посмотрите на десятилетия назад- разве у нас было столько общих проектов? А сейчас хороший шанс еще больше укрепить отношения.
На ваш взгляд, насколько глубоки исследования наших ученых об освоении Арктики? 
Могу вас точно заверить, что исследования Арктического шельфа российскими учеными- это самый высокий уровень в Европе. Поверьте. У вас есть шельф, вплоть до самого центра Арктики можно увидеть российских геологов, ученых. Еще раз повторюсь, у вас есть не только нефть, газ, металл и большие возможности, но и высококлассные специалисты. Уровень ваших исследований на очень высоком уровне, поэтому я сегодня здесь, на саммите.
Господин Харада, как известно, Россия подала заявку в ООН на расширение своих границ на территории континентального шельфа в Арктике. Вы согласны, что наша страна имеет юридическое право на эту территорию? 
Конечно, я не юрист, но знаю, что по этому поводу ведутся жаркие дискуссии. Да, Россия сейчас больше всего претендует на эту территорию, и это объяснимо. У вас хорошие погодные условия, они лучше, чем, например, в Аляске. Да и вообще, это лучшее место в Арктике.
Как вы относитесь к тому, что Норвегия, Дания, США и другие страны критикуют Россию в этом вопросе? Несмотря на то, что они также направили свои заявки в ООН. 
Вы понимаете, это же Арктика- это невероятно большие возможности. Давайте возьмем Америку- у них есть свои ядерные бомбы, подводные лодки. Вы, Россия, очень большая территория для другой страны. Вы вроде бы этакий лакомый, очень привлекательный кусок мира, а вроде бы и загадка. Поэтому очевидно, они хотят знать про вас больше, больше вас понимать и изучать. Возможно больше критиковать для этого. Ваши запасы нефти и газа-самые большие во всем мире, у вас и территория, и шельф, но с другой стороны, этого шельфа мало. Но все взаимосвязано. Что касается Китая- всем известно, что сейчас он всячески пытается прорваться в арктический транспортный коридор. Их «Полярный Шелковый путь» еще одна возможность использовать Арктику может быть для военных, может быть для коммерческих, каких-то иных целей. Неудивительно, что многие не хотят, чтобы это право стало вашим.
Ну, а вы бы хотели, чтобы в борьбе за шельф наша страна победила? 
Конечно, да. Тем более, что моя жена русская (смеется), поэтому какие здесь могут быть вопросы?

 

Нильс, как вы узнали о конференции?
Во- первых, я уже более 20 лет работаю с Россией, с Казахстаном и Азербайджаном, наша штаб- квартира находится в Осло в Норвегии, но я отвечаю за проекты, которые, в том числе, расположены здесь в России, поэтому я очень часто бываю у вас, я даже жил в России, поэтому то, что мы узнали об этой конференции-это неслучайно. И, конечно, арктическое развитие, арктические перспективы это для нефтегазовой отрасли, которой мы занимаемся-интересно и в коммерческом, и техническом плане. Нас также интересуют возможные риски, что думают наши клиенты, как развиваются ваши компании и что могут русские поставщики и субподрядчики.
Чтобы вы могли сказать о российских исследованиях Арктики?
Вы знаете, я считаю, что арктическая наука это не какой-то национальный сегмент, это все же общее интегративное поле, которое объединяет компании, университеты, но несмотря на границы, они стараются развивать совместные знания. Если же говорить конкретно про Россию, то да, это арктическая страна, которая имеет реальный опыт, это очень важно интересно. Мы видим, что у России не только большой исследовательский опыт, но и огромный багаж сотрудничества с другими странами, я говорю о нефтегазовых операциях в шельфе. Но в тоже время мы видим, что шельфовые операции в России не так развиты на сегодняшний день, как в других странах, например, таких как Норвегия, США, Канада. Поэтому сотрудничать с иностранными компаниями, которые имеют шельфовые технологии, мне кажется, это целесообразно для вашей страны. Да, в холодных, арктических, климатических вопросах Россия имеет очень масштабный опыт, но что касается морских шельфовых операций, то здесь есть очень большой опыт за рубежом, который до сих пор требуется России, на мой взгляд.

Думаю вы знаете, что Россия подала заявку в ООН на расширение своих границ на территории континентального шельфа в Арктике. Вы согласны, что наша страна имеет юридическое право на эту территорию?
Кто может иметь юридическое право? Я считаю лидер может быть по разным вопросам, а вообще это вопрос политики, государства, мне сложно комментировать.

 А чтобы вы сказали в целом о сотрудничестве между нашими странами?

Между Норвегией и Россией уже давно есть близкое сотрудничество по арктическим вопросам. Есть Арктический совет- площадка,где мы встречаемся. Несколько лет назад мы совершили межгосударственный промышленный проект "Баренц 2020", где "Газпром" руководил очень масштабной работой по выбору технических стандартов в Баренцевом море. Мы сотрудничали вместе 3-5 лет. Это была солидная работа, там участвовал "Тотал", "Роснефть" и многие другие русские и международные компании. И тоже, если вы смотрите на те шельфовые проекты, ведь это не только континентальный шельф, это также Каспийское море, да, там есть шельфовые проекты у Лукойла, но вы увидите, что там нередко встретятся норвежские поставщики или по оборудованию, или по обслуживанию. Да, деловой уровень, деловое сотрудничество между Норвегией и Россией очень развито сейчас. Мы занимаемся бизнесом, стараемся найти партнеров, найти клиентов, которые заинтересованы каким-то образом купить наши услуги, поэтому несмотря на большие политические колебания , я вижу, что наши деловые отношения идут в правильном направлении и развиваются.

 Какие у вас впечатления от саммита?
Впечатления от конференции хорошие: есть амбиции, есть желание более серьезно заниматься арктическим вопросом в русских компаниях. Тем не менее я вижу, что, скажем, финансирование и проекты, где требуются реальные капитальные вложения, которые могут быть прибыльными в перспективе, здесь есть вопрос ценовой политики, ведь стоимость нефти на мировом уровне важна и арктическая нефть должна конкурировать с нефтью,которая производится в других местах. Здесь коммерческий фактор играет значительную роль, как и коммерческие ограничения, которые безусловно будут влиять на индустриальные амбиции разных стран. Также хотел бы отметить, что мне нравится, что "Роснефть", "Газпром" и "Лукойл" смотрят в долгосрочную перспективу, внимательно изучают рынок, делают очень солидные и долгосрочные капиталовложения. Здесь я вижу стабильную коммерческую политику российско-нефтегазовых компаний, что не может не радовать.























     
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •