рубрикатор
Открыть меню
Русский Север

 

СОКРОВИЩНИЦА СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫС точки зрения экономиста - северный морской путь - это наиболее перспективный этап современного инновационного развития транспортного коридора России в условиях глобального потепления южной части северного ледовитого океана. История, исследования и освоение Северного морского пути, это этап развития человечества по освоению полярных областей планеты Земля. Cеверные полярные области планеты, в том числе российское заполярье, входят в круг актуальных ресурсных представлений о потенциальных возможностях этих регионов для ближайшего будущего нашей Страны.

 

 

 

Вообще СевМорПуть – это детище Сталина и сталинизма (чуть не написал – «жертва сталинизма»). Экономика – стала одной из первых «жертв» Сталина – потому что была им проглочена, переварена и усвоена наотлично. И Сталин сразу понял - будущее за северными морскими перевозками!

Особого значения Северный морской путь достиг в 70-80 годы прошлого века, когда объем перевозок достигал более 4 млн т. (например, только в 1987 г. было перевезено 6.6 млн т.). (необходимо подготовить информационный материал по использованию СМП Россией и другими странами).

В начале 1990-х годов, распад Советского Союза и последовавший за ним системный социально-экономический кризис постсоветского пространства крайне негативно сказались на состоянии Северного морского пути. В связи с ликвидацией централизованного материально-технического снабжения была разрушена система завоза промышленных и продовольственных товаров на Север из других регионов России.

Из-за либерализации цен и перестройки кредитной системы в тяжелое финансовое положение попало большинство предприятий, составлявших инфраструктуру Северного морского пути.

В первую очередь это коснулось ледокольного и других видов специализированного арктического флота, портов, полярных станций и ряда поселений, экономика которых преимущественно складывалась за счет обслуживания Северного морского пути.

К 2003 году перевозимых по Северному морскому пути грузов стало в пять раз меньше (1,7 миллионов тонн) в сравнении с периодом его "экономического расцвета" в советскую эпоху. В этот период наиболее крупный объем транспортировки грузов (до 65%) принадлежал предприятию "Норильский никель".

Сегодня в России начинает предприниматься ряд серьезных практических мер по по выводу из сложившегося кризиса и дальнейшему развитию Северного морского пути. Осознание необходимости этих шагов связано с рядом факторов, свидетельствующих о чрезвычайно важном стратегическом значении этого уникального арктического маршрута. В первую очередь оно связано с предстоящим освоением колоссальных по своим масштабам месторождений нефти и газа, сосредоточенных в Арктическом шельфе. Большую значимость сегодня имеет развитие транзитных функций Северного морского пути.

Они продолжают играть важную роль в освоении и развитии районов Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Сегодня многие страны мира проявляют большой интерес к развитию грузоперевозок по этому маршруту, в первую очередь в свете растущего товарооборота между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Поэтому очевидно, что в XXI веке Северному морскому пути уготовано интенсивное развитие в качестве важной арктической транспортной артерии не только национального, но и международного значения.

В России, в её северных областях сосредоточены множество фундаментальных интересов России, в их число на государственном уровне входят: исторические, политические, социально-экономические, ресурсные, научные, безопасность страны, этнографические, транспортные, международные, культурные, туризма и спорта и многие другие интересы. Сегодняшний этап нашего развития проходит под брендом «Арктика - горячая точка ХХ1 века. Борьба за ресурсы. Экономические перспективы России».

Опомнились и «соседушки»: никому не нужные льды – последняя на планете непочатая кладовая ресурсов! А ведь для реальной экономики только ресурсы и важны, бумажками и показухой очковтирательства её не насытишь…

В действиях арктических и других государств по наращиванию своего экономического и военного присутствия в Арктике значительный интерес проявляется к Северному морскому пути (СПН), предпринимаются попытки его интернационализации, приспособления интересам значительной части государств мира в ущерб интересам России.

СМП почти 100 лет находится в эксплуатации России и по географическому расположению является принадлежностью России, в Москве считают, что эта транспортная артерия должна служить России, но вместе с тем, в будущем может стать эффективной зоной международного сотрудничества
Интерес деловых кругов к СМП определяется двумя важнейшими факторами.

Прежде всего, он может стать самой короткой трансокеанской дорогой, а значит более выгодной с экономической точки зрения альтернативой осуществляемым ныне перевозкам между портами Европы, Дальнего Востока и Северной Америки. Это позволит сэкономить и время, и ресурсы. Путь этот будет и самым безопасным.

С другой стороны, СМП интересен как транспортная артерия для перевозки сырья из арктических регионов России. Перевозки российского газа и нефти морским путем могут оказаться выгоднее строительства газо - и нефтепроводов. В целом - исследования с экономической, технологической и экологической точек зрения убеждают в необходимости разработки этого маршрута как международной транзитной магистрали. (необходимо подготовить информационный материал по незаконным попыткам интернационализации СМП)

Северный морской путь (СМП) представляет собой единственную широтную магистраль, которая связывает все арктические и субарктические регионы России, оказывая существенное влияние на развитие всего российского Крайнего Севера.

Вместе с многочисленными реками, впадающими в Северный Ледовитый океан, СМП формирует единую транспортную систему, обслуживающую основные промышленные комплексы арктических и субарктических регионов, такие, как горно-металлургический и горно-химический комплекс Кольского полуострова, Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс, Норильский промышленный район, добывающая промышленность Якутии и т.д.

Николай ВЫХИН, специально для «ЭМ»; 19 апреля 2016

 


Источник: http://economicsandwe.com/1E9E8B3282B39918/