рубрикатор
Открыть меню
Русский Север

Пока участники форума "Логистика в Арктике" обсуждали, как сделать плавание по Северному морскому пути удобнее, мы могли бы вспомнить один факт: Россия имеет единственный атомный ледокольный флот в мире.
Для многих этот факт до сих пор оказывается открытием. Все привыкли, что США, к примеру, обладают военным флотом такого размера, что он перекрывает все прочие военные флота мира вместе взятые. А вот с атомным ледокольным флотом вышло только у России. По-моему, символично.



На первый взгляд Росатомфлот не так уже велик: в строю 6 кораблей из 10. Но это сверхсложные махины, разламывающие льды на ядерной энергии, не требующие дозаправки и лишь немногим уступающие в сложности авианосцам — вершине кораблестроения. К тому же в довесок к атомным махинам способны прокладывать путь по льдам ещё несколько неатомных ледоколов. И это число является пока недостижимым конкурентным преимуществом России. Как писал автор американской Politico: "У России 40 ледоколов, в том числе атомные, устрашающей раскраски - красные с черным. А сколько ледоколов у США? Два. Или три, если учесть ветхое судно, которое стоит в сухом доке в Сиэтле и потихоньку демонтируется на запчасти". Один из таких российских ледоколов спас замерзающий городок в Аляске. Сами американцы не смогли.



Если вбить в поисковике фразу "российский ледокол спас", выпадет длинная вереница новостей. Так сложилось, что в по сути интернациональном Северном Ледовитом океане и его окрестностях любое судно, способное помочь, помогает вне зависимости от геополитической принадлежности. И часто это именно российские суда. Этим Северный океан похож на ближний космос — его пространство является международным. Но фактически в нём правит тот, кто способен до него добраться и в нём пребывать. Кстати, тут вновь Россия в числе лидеров: российские носители доставляют американские спутники и грузы на орбиту.

Фактически опыт освоения космоса и должен стать примером для освоения Арктики. Севморпуть во многом похож и на другие пути, проложенные человечеством в эпоху географических открытий. Вокруг него происходит столкновение политических, экономических, военных интересов наиболее сильных держав планеты. Отщипнуть свой кусочек от большого ледяного "пирога" желают и США, и Северная Европа, и даже не арктический Китай. Естественно, для этого будут предприниматься все возможные меры, но в этих спорах у России есть весомый аргумент.

Основная часть Северного морского пути проходит вблизи берегов России и в первую очередь является её внутренней морской трассой. У России единственной в мире есть мощный ледокольный флот. И наконец, Россия доказала, что способна обеспечивать бесперебойную работу транспортных путей даже в условиях жёстких межгосударственных противоречий: российские носители доставляют в космос американские грузы, несмотря на все санкции.



Под патронажем России Севморпуть может стать самой короткой трансокеанской дорогой, связывающей порты Европы, Дальнего Востока и Америки. Кроме всего прочего, нет сомнений, что это будет самый безопасный путь: трудно представить пиратство в Северном Ледовитой океане, а если и да, то всё равно нет — пиратство рядом с арктической группировкой войск возможно разве что в формате проведения учений. Кроме того, почти все судоходные реки за Уралом впадают в акваторию Северного морского пути, образуя тем самым единую транспортную систему, по которой удобно доставлять грузы и сырьё как из России, так и в Россию. В некоторомо отношении танкерное северное судоходство является более выгодной альтернативой строительству газо- и нефтепроводов. В иные времена по Севморпути перевозилось до 8 млн тонн в год. Воспользовавшись этой трассой собственник сэкономит на длине пути и как следствие на топливе, на времени доставки, на обязательных платежах за проход по каналам, не окажется в руках пиратов или в очередь на проход через Суэцкий канал.

Все эти преимущества вкупе с таянием льдов и облегчением навигации в южной части Северного океана заставили некоторые страны поставить вопрос об интернационализации Севморпути. В переводе на блатной жаргон, более соответствующий духу инициативы иностранных государств, "интернационализация" звучит так "Всё твоё и ваше всегда было моё и наше". Северный Ледовитый океан, который несколько сот лет осваивался почти исключительно русскими, вдруг должен стать "общим". Какая выгода от этого русским, непонятно. Считается, что выгодно будет перевозчикам по Севморпути. Но и это далеко не факт: Россия доказала, что может выступать надёжным гарантом бесперебойности этой морской магистрали. А кто будет гарантировать бесперебойность "ничейного" Севморпути? Те же ребята, что гарантировали безопасность Януковичу (извините, что вспомнил Украину)? Или те, кто гарантировал цветущую демократию на Ближнем Востоке (извините, что вспомнил Ближний Восток)? Если так, то никакой бесперебойности и безопасности на Северном морском пути не будет.

А чтобы всё это было, Северный морской путь должен оставаться в исключительной компетенции России.


gvardeets


Источник: http://gvardeets.livejournal.com/34916.html