Глобальное потепление преподнесло России неожиданный подарок – период, когда Северный морской путь (СМП) свободен ото льда, увеличился на три месяца – с июня по ноябрь, что открывает перспективы круглогодичного судоходства. Это превращает СМП в важнейшую транспортную артерию, открывающую доступ к огромным сырьевым кладовым Сибири и Дальнего Востока, и может стать мощным импульсом для развития экономики России.
По оценкам экспертов, на одном только шельфе Северного Ледовитого океана запасы топливных ресурсов составляют около 100 млрд тонн в нефтяном эквиваленте. Не менее богаты запасы цветных, редкоземельных металлов и ценных минералов.
Сейчас Северный морской путь – это главная судоходная магистраль России в Арктике и зачастую единственная транспортная артерия, позволяющая снабжать районы Крайнего Севера техникой, топливом и продовольствием и вывозить оттуда природные ресурсы.
Также СМП обслуживает основные промышленные комплексы арктических и субарктических регионов, такие как горно-металлургический и горно-химический комплекс Кольского полуострова, Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс, Норильский промышленный район, добывающая промышленность Якутии и т. д.
Но из-за сурового климата развитие СМП сильно тормозилось. Сейчас же складывается совсем иная ситуация – с каждым годом периоды безледокольной навигации всё увеличиваются и при сохранении тенденции потепления климата в скором будущем южная часть Северного ледовитого океана может совсем освободиться ото льда в летний сезон.
Не зря ещё в конце апреля 2014 года на очередном заседании Совета безопасности Владимир Путин поставил задачи развивать Арктику и защищать её и подчеркнул, что на ближайшие годы это станет одним из главных национальных приоритетов страны.
И неслучайно – ведь именно арктические регионы Севера, Сибири и Дальнего Востока таят в себе богатейшие залежи различных природных ресурсов, разработка которых способна поднять экономику России на новый уровень и обеспечить её экономическую безопасность.
Но для эффективного освоения этого ледяного Клондайка нужен современный северный ледокольный флот, парк полярных самолётов, развитая транспортная инфраструктура, модернизация арктических портов и эффективная аварийно-спасательная служба.
Первым шагом на этом пути стало создание в 2013 году федеральной государственной администрации Северного морского пути, подведомственной Росморечфлоту. Она занимается организацией плавания судов в акватории Северного морского пути, обеспечивает их безопасность и защищает морскую среду от загрязнения.
Вслед за созданием администрации Россия приступила к строительству атомных кораблей-ледоколов нового поколения. Первым таким ледоколом станет «Арктика» в честь знаменитого советского корабля, спустить на воду его планируют уже в 2017 году. Это будет уникальный ледокол с регулируемой осадкой, благодаря чему он сможет работать как на глубоководье, так и на шельфе. И в ближайшие 10 лет «Атомфлот» собирается построить три таких ледокола. Они обеспечат надёжную связь Европейской части России с крупными промышленными предприятиями и месторождениями Дальнего Востока по кратчайшему пути – Северному морскому флоту.
Но планы России по развитию СМП не ограничиваются атомными судами. Строится также серия дизельных ледоколов. Они будут поддерживать атомные ледоколы при сопровождении больших караванов судов и работать в устьях рек, которые будут недоступны для атомных ледоколов с переменной осадкой.
Для обеспечения работы портов будут использовать небольшие дизельные ледоколы типа ЛК-18 и ЛК-16. Они будут очищать замерзающие порты от Балтики до Тихого океана. Контракт на строительство четырёх ледоколов мощностью 25 МВт, 18 МВт и 16 МВт на общую сумму 20,4 млрд рублей 2 декабря 2011 года подписали Объединённая судостроительная корпорация и Росморпорт. Два менее мощных ледокола будут строиться в Выборге, а два других – на судостроительном предприятии «Балтийский завод» в Петербурге.
Одна из первых точек, где современные ледоколы смогут показать себя, станут крупнейшие нефтегазовые месторождении, которые начнут разрабатывать на Ямале уже в 2017 году. Здесь же планируется создание нескольких заводов по сжижению газа. И Северный морской путь станет той магистралью, по которой природные ресурсы будут возить в страны Западной Европы и Азии. И это гораздо выгоднее строительства нефте- и газопроводов.
На очереди – освоение прибрежных и шельфовых углеводородных месторождений в Тимано-Печорской провинции, бассейнах рек Оби и Енисея, газоконденсатных месторождений шельфа Баренцева и Карского морей. И богатства арктической зоны станут надёжной платформой для стабильного развития экономики России. А Севморпуть станет ключом к этим богатствам.