рубрикатор
Открыть меню
Спорт

«Всё наше настроение должно быть направленно только на то, чтобы чемпионат мира в России, стал великим праздником большого футбола!»

 

– Мэтр отечественного телевидения Эрнест Серебренников о работе режиссёра спортивного телерепортажа, олимпийских играх в Москве, телеканале «Матч ТВ», предстоящем матче Зенит – ЦСКА и о чемпионате мира по футболу

 

О РАБОТЕ РЕЖИССЁРА

– В каждом виде спорта, будь это чемпионат мира по футболу, олимпийские игры, плавание, баскетбол или таэквондо, а мне приходилось работать в десятках видах спорта, есть своя определённая и отработанная концепция, которая развивается с каждым годом и чемпионатом. Количество камер, повторов, графика, оптика, что чрезвычайно важно, так как это очень дорогое удовольствие. Это одна сторона вопроса. А второе – это передача сигнала. На какой спутник это идёт, кто принимает трансляцию и в какое время. И всё это предопределяет, что у тебя должна быть отработанная система действий, где каждая минута стоит больших денег. Следующий наиважнейший этап, работа с большим количеством комментаторов, где у каждого свой канал. И все они комментируют ту картинку, которую показывает режиссёрская бригада, которая, как правило, бывает одна. А комментаторов, в зависимости от участия стран может быть тридцать, сорок. Также у некоторых стран по отдельному договору есть дополнительные права, и мы обязаны показать их корреспондента по специальной линии только для этой страны. И самое главное, что всё это мы должны много раз отрепетировать и довести до совершенства.

 

– Были ли ситуации, когда что-то шло не по плану и возникали нестандартные ситуации?

– Расскажу вам одну историю. Мы работали на трансляции из Канады. Играл знаменитый хоккейный клуб «Монреаль Канадиенс». И вот, в Москве перепутали комментаторов и у них в эфире они услышали мой разговор с техниками мужского пола на нашем хорошем русском языке. Позже канадцы сказали мне, что они были очень удивленны, услышать подобное от интеллигентного человека (смеется). Но это нормально. В нашей профессии ты должен быть, как солдат, вылезающий из окопа, где тебе дорога каждая секунда.

 

– Работа операторов на футбольных матчах считается одной из самых сложных?

– Работа телевизионных операторов определяющая. Один работает на крупном плане, на эстетике. Он опытный человек, выпускник ВГИК и знает своё дело. Ему нужны крупные выразительные глаза спортсмена или пролетающий мяч. Он работает на психологию. Он знает, что на этой трибуне сидит бывший тренер команды, там сидят запасные игроки, а далее их жёны. И он должен изучить всё это, чтобы ему самому было, интересно следить за этой стороной драматургии. Также очень важно взаимодействовать с людьми, которые работают на повторах. Здесь у меня совсем другой принцип и я могу, сказать, что считаю его абсолютно правильным. Вся проблема в том, что нужно довести свою работу до уровня полного доверия к людям. И только тогда ты можешь обрести нужный темп ритма. Мне 82 года, и, когда я сегодня смотрю трансляцию, то, если у меня будет тридцать камер, я смогу работать и комментатором и режиссёром. Для меня это не проблема, потому что, заранее подробно работая с операторами, ты с ними, как единое целое. Так вот о повторах. Мне приходилось читать много лекций об этом, в том числе и нашим зарубежным коллегам. Информационные повторы, их может быть три, четыре с разных точек поля. Есть касание, пересёк мяч линию ворот или нет и.т.д. Психологические повторы, когда лицо спортсмена показывает его внутренние переживания и эмоции. Эстетические и драматургические повторы, когда в один кадр могут войти два спортсмена и у одного дикая радость, а у второго страшное переживание. Ты работаешь с двумя, тремя повторщиками и они такие же режиссёры, как и ты, и они хорошо понимают, что результат у нас общий и наша основная задача темп выдачи этого повтора. Повторю, я добивался, таких взаимоотношений с людьми, что, если он мне показывает большой палец, то мне не нужно его спрашивать, что там на повторе. Я знаю, что у меня есть полсекунды, мяч не выбит, и я могу дать этот повтор в эфир. И вот эта работа с людьми, когда у нас общая команда, мы понимаем, друг друга и знаем все нюансы и подробности творческого процесса. Режиссёр спортивных трансляций, как и операторы – это достаточно сложная работа и могу сказать, что те, кто делает телевизионную картинку сегодня, это квалифицированные специалисты. Но здесь нужно сказать, что этому помогает и современные телевизионные технологии. Об этом мы говорили ещё с седьмым Президентом МОК Хуаном Антонио Самаранчем. Тогда в 80-х было понятно, что будущее мирового спорта во многом зависит в развитии телевидения.

 

Олимпийские игры 1980 года.

– Здесь нужно, сказать, что высшее руководство нашей страны тех лет не совсем осознавало, что такое летние олимпийские игры. Я очень хорошо помню, выступление одного из партийных лидеров ЦК КПСС. В своей речи он сделал упор на то, что мы имеем опыт проведения съездов коммунистической партии и не нужно нас ни чем пугать (смеётся). А, что из себя, представлял съезд коммунистической партии? Это гостиница, чемоданчик с подарками и бурные аплодисменты под выступление генерального секретаря ЦК КПСС. Всё это было сказано, конечно, не без иронии, но в памяти это осталось. А реалии были такими, что Олимпиада в Москве была первым крупнейшим спортивным событием, и нам было нужно знать весь механизм по её организации. Строительство нового аэропорта, спортивных объектов, стадионов, телецентра, комфортабельных гостиниц, организация проезда и безопасности всех участников соревнований. Да, были сложности, но их преодолели, что стало мощнейшим шагом вперёд, и благодаря Олимпиаде 80 мы получили развитие телевидения по всей стране. Напомню, что телевизионные права были проданы за 85 млн. долларов и 50 из них ушли на строительство нового насыщенного телецентра.

 

«Матч ТВ».

– Я с удовольствием смотрю трансляции телеканала «Матч ТВ». Но, к сожалению, я не вижу передач о том, как наша страна готовится к домашнему чемпионату мира по футболу. Это же должно освещаться ежедневно и подробно. Как же так? У нас в стране пройдёт такое огромное международное, спортивное событие, которое вызывает интерес во всем мире, но мы ничего не видим. И как такое может быть!? Я поражён, что, не смотря на всю уникальность предстоящего чемпионата мира для нашей страны, у нас оно не нашло должного государственного отражения на федеральном спортивном канале. Всё сводится, как выступит на турнире сборная России и выйдет ли она из своей группы. На сегодня наша футбольная команда далеко не та, что была в другие годы и входила в десятку первых сборных мира. Наиболее важно, что мы проводим чемпионат мира по футболу и это войдёт в историю. Я могу назвать десятки интереснейших идей, которые, на мой взгляд, должны быть освещены на телевидении, и уверен, что они объединили бы нас вокруг чемпионата мира. Но, увы, мы только ходим вокруг нашей сборной и строим прогнозы.

 

29 апреля.  Стадион «Санкт-Петербург». Зенит & ЦСКА.

– Нужно сказать, что тот футбол, который сегодня показывают все наши команды не самого высокого класса. Для современных игроков имеет громадное значение уметь ударить по воротам. Как пример последний матч ЦСКА с Краснодаром. Армейцы проигрывали, но смогли забить два мяча и победить благодаря точным ударам по воротам своего форварда Ахмеда Мусы. Я помню, когда Павел Садырин тренировал ЦСКА, они приехали к нам, хорошо играли, имели территориальное преимущество, но в итоге проиграли со счётом 5:1. С Павлом мы были в давних и хороших, дружеских отношениях, и после матча я зашёл к нему, чтобы его поддержать и выразить сочувствие. И он сказал мне, что раз в десять лет, что не удар – то в кресты. Ясно, что Зенит и ЦСКА будут готовы к этому матчу на 100 % и будут стремиться победить во, чтобы то не стало. На мой взгляд, по составу у петербургского клуба больше шансов, но выиграет тот, кто сумеет попасть в ворота из самого сложного и необычного положения. И этим поставит соперника перед очень трудной задачей отыгрываться. Я с большим интересом буду следить за этой игрой, и уверен, что победит та команда, которая лучше настроится в ночь перед матчем и выйдет играть на 200 %.

 

Стадион «Санкт-Петербург».

– Стадион красавец! Я должен сказать, что мы полностью потеряли великие традиции архитектуры, благодаря, которым наш город стал великим. Здесь работали знаменитые архитекторы мира. Я имею в виду Огюста Монферрана, Карла Росси, Бартоломело Растрелли, Матвея Казакова и Андрея Воронихина. Это были великие люди, которых особенно выделяли и они работали именно здесь. Из советских времен я помню только один дом на набережной реки Карповка, который возводит к той эпохе. И нужно отдать должное бывшему губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко, которая пригласила японского архитектора Кисе Куросава. В итоге мы имеем ту атмосферу, когда люди приходят на стадион, как в театр. Если раньше на нашем маленьком, любимом и заслуженном стадионе «Петровский» много места занимали очень уважаемые мной фанаты со своей линией жизни и поведения, то на новой футбольной арене их не так заметно. Меня порадовало, что на стадионе много женщин с детьми и вокруг всё сделано очень красиво и необычно. Стадион «Санкт-Петербург» это, безусловно, большое архитектурное достижение нового времени и гордость нашего города.

 

Международная обстановка.

– Я думаю, что роль чемпионата мира должна заключаться в том, что люди, которые приедут к нам, смогут убедиться, что у нас прекрасные люди, и мы сделали всё, чтобы чемпионат прошёл на высоком организационном уровне. Да, что-то может не понравиться, но в целом я убеждён, что всё пройдёт успешно. Но, наверное, кто-то будет желать, чтобы всё было, наоборот. Такова жизнь. Для меня важен чемпионат мира, который пройдёт в моей стране и в моем любимом городе. И, чтобы он прошёл, как можно лучше! И, если для этого, что-то не доделано, то я лично готов помочь всем, чем смогу. Я уверен, что всё наше настроение должно быть направленно только на то, чтобы чемпионат мира в России, стал великим праздником большого футбола для всех любителей и поклонников этой великой игры, которые увидят этот чемпионат по телевидению!

 

 

Христиан ЮЛА