рубрикатор
Открыть меню
Законодательное Собрание

Денис Четырбок, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга:

«Легализация граффити поможет решить культурные конфликты города»

 

ЧМ-2018 хоть и game over, но оставил Петербургу немалое наследние: новый стадион, тренировочные базы, трассы, дороги, и...граффити. Наряду с троицей в кокошниках, розовыми единорогами английской сборной и бразильцем Томером Савойя, граффити Черчесова с фирменным жестом стало символом мундиаля.

«Холстом» для знаменитого стрит-арта была выбрана обычная трансформаторная будка в Пушкарном саду. Но, как всегда яркая работа талантливых авторов из Hood Graff team, почему-то вызвала неоднозначную реакцию: большинству граффити понравилось, но были и те, кто жаловался и исписывал изображение краской.

 

«Ты просто космос, Стас»– далеко не первый удачный граффити-выстрел Hood Graff team. Благодаря портретам Сергея Бодрова, Зинаиды Портновой и многих других, всего за несколько месяцев уличные граффити из акта вандализма превратились в значимый аксессуар Петербурга. Защитить молодых райтеров решили городские законодатели. В самый разгар отпусков депутат петербургского парламента Денис Четырбок не выходит из кабинета и готовит новый законопроект. По мнению законодателя, обрести свободу уличным художникам должны помочь специальные городские творческие зоны. О том, когда они появятся в городе и где смогут рисовать петербургские Инвайдеры, Бэнкси и Рон Инглиши мы узнали лично у автора законопроекта.

– Денис, расскажите, как родилась такая идея?

– Вы знаете, нам просто надоело безмолвно наблюдать конфликты, которые возникают, то между граффистами и общественниками, то между общественниками и чиновниками, то межу уличными художниками и полицией. Получился просто какой-то большой клубок противоречий. Но почему он возник? Из-за нехватки четких регулятивных правил. Да, с одной стороны некоторый правовой запрет на граффити существует. К примеру, на объект нельзя наносить любой другой цвет, кроме того, который находится в колерном бланке, потому что все это утверждается специальным юридическим органом. Но в тоже время запрос на граффити в городе есть: как и среди художников, так и среди общества. Петербуржцам нравится стрит-арт, который появляется в том числе и на трансформаторных будках. А их сегодня в основном, кроме как унылым зрелищем жёлтого цвета иначе и не назовёшь. А граффитисты дают новую яркую жизнь этой унылости. Разве это плохо? Нельзя отрицать, что крупные города сегодня живут по современным правилам городской среды и они допускают в общемировом тренде такой вид искусства как граффити. Уверен, что в вопросе нашего петербургского стрит-арта нужно идти путём регулирования, но никак не запрета.

– Как вы планируете реализовывать проект?

– На новой осенней сессии мы хотим предложить Заксобранию две концепции на выбор. Первая– это предложить список зданий, где нанесение граффити было бы возможно без каких– либо согласований. Посмотрите, ведь у нас достаточно заброшенных домов, фабрик, бетонных оград, которым нужна помощь художников. Но чтобы не было никаких правовых проблем, этот перечень должен быть утверждён и понятен. Второй концепт– это не отельные строения, а создание целого городского пространства в виде, например, бетонных блоков. Здесь уличные художники смогут даже создать музей под открытым небом. Не секрет, что те граффити, которые уже существуют в городе, стали своеобразным местом паломничества. И не только для петербуржцев– это новая точка притяжения и для туристов. Пока мы на стадии разработки, возможно две этих концепции мы объединим в одну.

– Будет ли какое-то табу в законе?

 Да. Одно, но принципиальное. И об этом мы говорили самим райтерам: мы жёстко стоим на том, что граффити ни в коем случае не должны появляться на памятниках культуры. Наше историческое наследие нужно беречь. Поэтому и исторический центр должен быть под охраной. Никаких послаблений здесь быть не может.

– Известно, что Бэнкси чаще всего создавал свои знаменитые граффити в трёх местах: у жилого дома, игровой площадки и паба в центре Лондона. Вы не боитесь, что запретив рисовать в центре Петербурга, вы тем самым откроете «ящик Пандоры» и граффитисты начнут делать назло?

 А мы и не запрещаем стрит-арт в центре. Мы говорим об охране исторических памятников, а в их число входит немало домов в Центральном районе. Например, чем плохо украсить граффити трансформаторную будку или гараж, который находится в центре, но не является объектом исторического наследия? А вот те самые объекты, в том числе и заброшенные дома, необходимо не украшать, а восстанавливать. Здесь уже есть ряд инициатив, которые мы приняли в Законодательном Собрании. Например, закон об аренде на 49 лет таких объектов всего за 1 рубль. Можно сказать– бесплатно. Но в качестве вознаграждения– обязанность по восстановлению памятника исторического наследия.

– Хорошо, с памятниками и где нельзя рисовать определились. Ну а где же будет та самая Мекка для уличного творчества? Что это будет за место?

 Пока ищем лучшие варианты. Не забывайте, мы, депутаты, только вносим законопроект, утверждает список правительство. Хотя лично я считаю, что было бы правильным появление таких зон в разных районах, а не только на периферии или далеко от центра. Должно быть равное распределение по городу. Любоваться должны все. Поэтому пока работаем над этим.

– А когда они могут появиться?

 До сентября мы должны подготовить черновой вариант законопроекта, согласовать с юристами, затем обсудить с самими граффитистами, представителями исполнительной власти. А дальше уже будем предлагать на суд коллегам и жителям города. Если наш проект поддержат, то очень надеюсь, что уже следующим летом закон вступит в силу.

Беседовала Екатерина Надольская