рубрикатор
Открыть меню
Щит и Меч

Пятидесятые годы прошлого века в истории отечественных органов госбезопасности известны под названием «периода реформ и сокращений». Достаточно сказать, что с 1953 по 1967 год сменились пять руководителей Лубянки, регулярно происходили структурные и функциональные изменения, массовые сокращения личного состава.

5 марта 1953 г. ЦК КПСС, Совет Министров СССР и Президиум Верховного Совета СССР после совместного заседания "признали необходимым" в целях "бесперебойного и правильного руководства всей жизнью страны осуществить ряд мероприятий по организации партийного и государственного руководства".

Большая часть министерств согласно этому постановлению объединялись в новые ведомства. Возобладавшая тенденция на укрупнение привела к слиянию Министерства государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел в единую структуру - МВД СССР, во главе которого этим же постановлением был назначен Л.Берия. Следует отметить, что после смерти Сталина место и должность министра МВД меняли политический вес человека, находящегося во главе этого ведомства.

Обострившееся соперничество и разногласия в высших эшелонах власти, а затем арест и устранение с политической арены Л.Берия вызывали определенную тревогу у нового руководства страны за перспективы дальнейшего развития МВД. Необходимость ликвидации объединенного министерства и подчинения жесткому контролю со стороны партии всей деятельности органов госбезопасности, не в последнюю очередь была обусловлена боязнью лидеров страны за свое господство. Члены Президиума ЦК партии понимали, что нельзя отдавать в одни руки огромные рычаги власти, так как это грозило появлением непредвиденных обстоятельств, порождающих нового диктатора.

Все это предопределило снижение государственного статуса органов государственной безопасности, и как следствие - появление партийного решения (в марте 1954 г.) о выделении Комитета государственной безопасности из Министерства внутренних дел и организации его деятельности при Совете Министров СССР, при всеобъемлющем руководстве и контроле со стороны КПСС. При этом в направлениях работы нового КГБ больше внимания уделялось собственно разведывательной и контрразведывательной деятельности, со значительным сокращением внутренней секретно-политической линии. Лидеры КПСС понимали, какую опасность представляет для общества и для них самих продолжение произвола, беззаконий и массовых репрессий и предприняли попытки направить деятельность органов государственной безопасности во вне, взять под партийный контроль всю систему ведомства государственной безопасности.

Новое руководство КПСС начало упорно стремиться к восстановлению положения, когда ЧК были созданы, существовали и работали "лишь как прямые органы партии под ее директивами и под ее контролем".

После ареста Берии в работе органов с особым вниманием и настойчивостью начала проводиться линия, обосновывающая политический характер деятельности органов, и прежде всего партийное руководство и контроль, которые предопределяли назначение, компетенцию и направленность работы органов КГБ, как филиала партии, с обязательными отчетами и докладами соответствующим партийным структурам, начиная с районного звена. Подчеркивалась связь существования спецслужб с непримиримой классовой борьбой и выполнение ею как внешних государственных функций, так и внутренних. Партийный работник стал для органов госбезопасности неприкосновенным лицом и подвергнуться каким-либо преследованиям мог только с санкции соответствующей партийной организации. Органы государственной безопасности перестали использоваться для расправы с оппозицией в партии.


Источник: http://militaryarticle.ru/obozrevatel/1997-obozrevatel/13013-kpss-i-organy-gosbezopasnosti-sssr-1953-1964-gody