На 20 февраля у нас с супругой была запланирована деловая поездка на Тайвань с пересадкой в Гонконге.
Именно 3-х часовая пересадка и оказалась роковой составляющей. В списке стран, где был объявлен карантин по эпидемии коронавируса, Тайвань на тот момент не числился.
Вылет из Шереметьево был бы совершенно обыкновенным, если бы не практически пустой салон.
Мы восприняли это достаточно спокойно: вылеты не отменены, никаких ограничений в Шереметьево не было, пересадка не казалась чем-то проблематичным.
Отлично выспались, лежа каждый на свободном ряду.
Аэропорт Гонконга,
где мне довелось побывать неоднократно, в этот раз был похож на военизированный госпиталь. Температурный контроль на выходе из самолета. Обслуживающий персонал увеличен в разы. Все в защитных костюмах и масках. Аэропорт практически пустой. Персонал аэропорта, наверное, превышает своим количеством пассажиров. Аэропорт находится на искусственном, насыпном острове и достаточно удален от города. Пожалуй, в плане контроля за распространением инфекции, это самое безопасное место в Китае. Но… в регистрации на рейс в Тайбэй (столица Тайваня) нам отказали по причине того, что мы, якобы, посетили Китай и при прилете на Тайвань нас задержат на 2-х недельный карантин в отеле, а билеты обратно куплены с учетом недельного пребывания. Мы решили купить билеты с учетом пребывания на карантине плюс несколько дней для выполнения рабочего плана. В аэропорту Тайбэя все прибывшие рейсом из Гонконга получили предписания по карантину, оставили свои координаты пребывания на острове и подписались об ответственности за нарушение карантина. Все кажется вполне разумным.
Первый шок был в отеле.
Отказ в заселении по причине карантина. И так при любом бронировании через Booking. Карантинить на пляже не вариант. К счастью, мы заранее определились с гидом-переводчиком. Она вошла в наше положение и в свой выходной приехала в Тайбэй из другого города. Через местный сервис аренды квартир она подобрала для нас вариант по своему паспорту.
Измученные суточным перелетом и множественными проверками, мы зашли в … 14-метровую арендную студию. В голове сразу нарисовалась картина двухнедельного пребывания в помещении, меньшем нашей гардеробной.
Из плюсов – приличный матрас, хоть спина не болела. И окно в туалете, но выходящее на шумную улицу. Днем машины. Гвалт торговцев. На наших улицах такой шум разве, что во время салюта. И до 6 утра толпа подвыпившей молодежи – посетители, наверное самого крупного караоке центра. Караоке в промышленных масштабах. Или мы не так любим петь или у нас есть занятия поинтереснее. Короче, эдакое окно в … акустический ад. Мы жили в старом центре Тайбэя со всеми присущим азиатским колоритом.
Первую неделю
решили строго соблюдать домашний карантин. Тем более, что представитель специальной службы контроля за распространением коронавируса Тайваня ежедневно связывался и уточнял состояние здоровья. Параллельно, мы были обязаны самостоятельно вести карточку контроля состояния здоровья по нескольким параметрам. Ее выдали при прилете в аэропорту и предупредили, что при вылете без нее не выпустят. Например, ежедневно измерять температуру. Бумажку выдали. Термометры нет. В аптеку нельзя. Измеряли по-старинке – поцелуем в лоб.
Еда… Формально никто не желал нам смерти, но выход из помещения запрещен. В апартаментах нет кухни. Нет ресторанного обслуживания. Решено было осуществлять вылазки в магазин за продуктами, а потом и в рестораны по близости в позднее время, когда на улицах мало народа. Если честно, хоть мы и любим азиатскую кухню, и последние 10 лет часто бываем в Азии (от Индии до Бали) больше недели ею питаться трудно. Слишком уж много раздражающих вкусов и запахов. Например, ферментированный особым способом (так нам пояснила гид) сыр тофу может изгонять злых духов и насекомых из дома, не то , что живых людей.
На вторую неделю
стало совершенно невыносимо сидеть в замкнутом пространстве под неизбежным кондиционером. Я не революционер – и хождение по камере из угла в угол без национальной идеи не входило в мои планы. Решили много ходить и ездить на велосипедах.
Надо сказать, что власти Тайваня реально озаботились здоровьем своих граждан. Очень, очень много парков. Вдоль многочисленных рек, в парках и на большинстве улиц есть выделенные велосипедные дорожки. Огромное количество велосипедных парковок. Велосипеды представлены муниципалитету практически по себестоимости одно крупной тайваньской компанией, известной на весь мир производством велосипедов. Поэтому арендная плата символическая. Иногда даже переживаешь, а сняли ли деньги за прокат.
Кстати, в Тайбэе вы можете купить почти в любом магазине карты, которыми оплачивается и транспорт, и прокат всего, что прокатывается. Можно оплатить покупки практически везде. Так в аэропорту мы ими оплачивали кофе в баре. Очень удобно. Если утеряете, никто не снимет крупную сумму.
Дабы ни с кем не контактировать, но и не сидеть взаперти, за день (точнее – за ночь, поскольку прогулки, вообще-то были "не рекомендованы"), проезжали на велосипеде/проходили пешком 20-30 километров. А два дня (ночи) и вовсе 40 и 50 км соответственно.
Никогда бы столько не осилили, если бы не карантин…
По окончании карантина,
удалось таки посетить несколько тайваньских фабрик. Здесь ожидало удивление. все сотрудники всех уровней реально работают только в масках. На входе на фабрику проверяют температуру. У всех. – у нас в том числе. На входе (но не везде) предлагают обработать руки дезрастворами.
Особенности менталитета: часто бываю в Юго-Восточной Азии. Там и при отсутствии эпидемий многие в общественных местах носят защитные маски. Общее ощущение от Тайваня сейчас – примерно 90-95% населения постоянно ходит в масках.
Паники нет. В ресторанах и барах много посетителей. Нигде не чувствуется никаких ограничений. Если вы идете без маски – никто на это не обращает внимания. Все развлекательные заведения работали в штатном режиме, включая ботанический сад, зоопарк, канатная дорога и пр.
Зоопарк весьма приятный. Видно, что для животных делали максимально приближенные к естественным условия содержания. И только грустная, откровенно грязная панда выглядела как жертва пожизненной изоляции, да несколько удивила установленная при входе инсталяция на тему "Сорта какашек"
Тайваньцы очень гордятся своим единственным небоскребом «Тайпэй 101». Он проектировался с полным соблюдением правил фэн-шуя. Сооружение действительно впечатляет. Его особенность в том, что оно построено примерно в 100 метрах от разлома крупнейших тектонических плит. Оно способно выдерживать крупные землетрясения. Вид со смотровой площадки впечатляет. И, хотя, на самых верхних этажах подвешен 600-тонный шар, который компенсирует колебания верхней части здания….мы почувствовали эти колебания. В спокойную погоду шпиль отклоняется от оси на 1-1,5 метра. Поверьте, это чувствуется сразу, как только выходишь из лифта. В сильный ветер ощущение….ну такое…
Примерно через середину острова, который имеет протяженность в длину всего 400 км проходит северный тропик. И на юге острова реально значительно теплее. Воздух и море в начале марта примерно на 4 градуса теплее, чем на севере острова. Расстроил безлюдный , но грязный пляж неподалеку от аэропорта. Море, кажущееся таким красивым и чистым, выбрасывает тонны мусора, сгустки мазута, в котором и человек то увязнет. Жаль, что миллионы людей слушают «бедную» Грету и не видят молчаливый упрек океана. Может потому океан здесь и называется Тихим…
В Тайбэе несколько раз сходили на уличный «ночной» рынок. Дешево, вкусно (рекомендуется есть только ту пищу, которую термически обработали у вас на глазах). Достаточно колоритно. Хотя каких-то насекомых, червей и неприятных гадов не встретили. В основном едят курицу и свинину, морепродукты. Цены в пересчете примерно как у нас, даже дешевле.
Даже с учетом панических настроений, связанных с эпидемией, пожалуй, тайваньцы самые доброжелательные и улыбчивые. Нигде не встречал подобной отзывчивости, улыбок и позитива.
Что сказать про общее впечатление: очень красивый тропический остров с современной развитой инфраструктурой. Есть что посмотреть. Везде чисто, ухоженно (за исключением прибрежной полосы), что нехарактерно для азиатского региона. Очень рекомендую для посещения.
Уже сидели на чемоданах,
как пришло сообщение от Аэрофлота. Очередной перенос рейса. Теперь уже из Гонконга в Москву. АЭРОФЛОТ отменил несколько рейсов и 8 марта совершал последний перелет из Гонконга. Кто не успел, тот… Пришлось менять и билеты Тайбэй-Гонконг. Не сидеть же в аэропорту сутки.
Перелет из Тайбэя в Гонконг
ничем особым не отличался. Разве что одна пара с ребенком из бизнес-класса были одеты в костюмы из голливудской фантастики в фильмах об эпидемиях. Плюс, импровизированный передвижной парник из пленки и зонта.
То ли в Гонконг собрались, то ли на Марс. Представляю, какая в «парнике» духота. Возможно, чем-то их жизнь кажется им ценнее жизни обычных людей…
И вот летим на последнем (на период эпидемии) регулярном рейсе. Самолет заполнен, наверное, на четверть. Наши соотечественники спокойны, многие без масок. Перелет «порадовал» 4-х часовой жесткой турбулентностью. Настолько внезапной и жесткой, что пришлось срочно допивать сок и чай, но половина пролетела мимо рта…
В Шереметьево
наш рейс проходил отдельный досмотр.
На выходе встретили медицинские работники, которых было, наверное, не меньше самих прилетевших. Достаточно оперативно взяли анализы и подписку о прохождении 2-х недельного карантина по месту жительства. Все достаточно хорошо организовано.
Но
за этот месяц накопилось много вопросов. Благо, когда-то я работал в частной медицинской клинике и не раз занимался вопросами санитарно-эпидемиологического контроля.
Почему при посадке в самолет не выдают защитные маски и не обязывают их не снимать во время полета? В замкнутом пространстве и при рециркуляции салонного воздуха инфекция передается легче всего. Как минимум, при входе должны предложить дезрастворы для обязательной обработки рук.
Почему в аэропорту по прибытии врачи и персонал аэропорта общаются в масках, а большинство пассажиров нет?
Большинство прилетевших разъезжаются из аэропортов на такси или общественном транспорте. Сейчас пассажиропоток резко упал и, полагаю, можно было бы выделить спецтранспорт и развести прилетевших и потенциально опасных стран пассажиров по домам не сложно. При том, что мы, например, живем в загородном доме и к нам 14(!) дней на машине приезжает закрепленный за нами врач.
Вообще непонятно как закупать продукты. Наши друзья не побоялись предложить помощь по доставке продуктов на дом. Но вряд ли все решили вопрос подобным образом. Наверняка, кто-то и магазины посещает, и в общественные места покушать сходит.
Мой вывод: единственный реальный способ контроля за перемещением тех, кто находится на домашнем карантине – неснимаемые (самостоятельно) браслеты с GPS передатчиком. Телефон можно оставить дома и перемещаться без телефона. Можно купить новую SIM-карту.
И главное, почему при регистрации на рейсы, вылетающие из России, никто не предупредил, что нас закроют на карантин по месту прилета? Интернет закончился? Все информационные службы дома на карантине? Мы бы однозначно отказались от перелета. Уверен, что тысячи пассажиров поступили бы так же. Так, например, наши друзья по прилету в Италию провели карантин на военной базе.
Неужели ни одна служба в Шереметьево не знает, в каких странах обязательно закроют прилетевших пассажиров на карантин?
Возвращаясь домой, мы готовы к этому, выхода нет. Но был выбор не лететь.
Вроде все службы всех стран помогают людям в это непростое время. Но есть, как и при любых войнах, эпидемиях, катаклизмах и те, кто на этом либо делает деньги, либо равнодушно смотрит со стороны. Неприятно удивил Tickets.ru - сервис онлайн бронирования авиабилетов, через который мы покупали билеты туда-обратно. Нам ОТКАЗАЛИ в компенсации отмененного авиакомпанией рейса Гонконг-Тайбэй и перелетов Тайбэй-Гонког-Москва, перенесенных нами из-за карантина. Мы связывались с офисом как АЭРОФЛОТА так и с китайским авиаперевозчиком. Обе авиакомпании подтвердили безусловную компенсацию. Но… через сервис Tickets.ru.
Мы неоднократно связывались по телефону с Tickets.ru. Пытались поменять или отменить билеты через их сайт. Писали письма в службу поддержки. Сумма пропавших не по нашей вине билетов более 100 тысяч рублей.
Вот письменный ответ tickets.ru: Хотим сообщить, что поскольку билеты по всему маршруту перелета выписаны единым номером, отсутствует техническая возможность оформить возврат лишь части билета.
Что значит единым номером? Это чисто внутренняя нумерация сервиса Tickets.ru. У авиакомпаний свои номера билетов. Если в магазине товары куплены единым чеком, невозможно вернуть один или часть товара? Возникает вопрос: как могут легально работать компании, у которых отсутствует даже техническая возможность исполнения своих обязательств. Это как если бы хирург произвел вскрытие пациента, посмотрел и сказал: ну… нет у нас средств чтобы закрыть рану..Вы уж сами как-нибудь, дома…иголка, нитка… Кстати, на независимых сервисах достаточно отрицательных отзывов о Tickets.ru, по этой же причине – невозврат денег за отмененные или перенесенные сервисы. Нужен ли такой партнер АЭРОФЛОТУ и другим уважаемым авиаперевозчикам? Представьте себя в иностранном аэропорту с отмененными билетами.
Александр ЧигиркинРусские своих не бросают… Может в этой компании работают какие-то другие люди?
И люди ли вообще…