рубрикатор
Открыть меню
Церковь и государство

Смутное время:

кому выгодны конфликты вокруг религии?

Который год в Карачаево-Черкесии не утихают споры и скандалы вокруг дальнейшей судьбы древних христианских святынь. И если для кого-то Шоанинский и Сентинский храмы и сегодня являются местом паломничества, для других они стали возможностью заявить об исторической несправедливости, которую срочно необходимо устранить.

В ход идут упрёки в адрес Русской Православной Церкви, притягивание за уши отдельных исторических фактов. 
В конце мая нынешнего года представители нескольких общественных организаций, назвавшие себя советом старейшин карачаево-балкарского народа, направили обращение Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу.

В нём они указали на «неблаговидные и опасные действия архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта» в отношении Шоанинского храма, расположенного неподалёку от города Карачаевска. Якобы, тот в обход решения республиканской прокуратуры одобрил проведение православных богослужений на территории «недействующих аланских» святынь, привлекая к участию в них часть осетинской общины, казаков, юнармейцев и военнослужащих.
В жалобе указано, что «это создает нездоровую психологическую обстановку в КЧР уже на протяжении многих лет». Мол, храм, построенный на месте нынешней Карачаево-Черкесии в дохристианскую эпоху, не является православным, а значит, делают вывод подписавшие обращение, все проводящие в нём мероприятия люди – «с искаженным пониманием религии, которым намеренно позволено превращать древнехристианский храм в языческое капище».
После указания в обращении перечня «святотатств» подписанты документа, ссылаясь на Конституцию России, заявляют, что в нашей стране никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, и требуют отозвать Феофилакта, который, по их мнению, причиняет непоправимый вред святыням российского и мирового масштаба.
Безусловно, для исторического наследия ценность расположенных в республике храмов велика. Ведь в стране их можно считать одними из древнейших. Однако довольно странным кажется, что старейшины требуют прекратить православные богослужения в местах, которые для этой цели используются многие столетия. 
Ведь своим ультиматумом представители «Конгресса карачаевского народа» (в лице Кады Халкечева), КЧ РОО «Къарачай Алан Халкъ» (Ахмат Катчиев) и ряда общественных фондов сами нарушают прописанную главным российским документом свободу вероисповедания. Получается, что на территории Карачаевского района республики (а древние аланские храмы здесь и располагаются) запрещено проведение православных торжественных и памятных мероприятий.
Причём подаётся всё «под соусом» сохранения наследия предков, которые, к слову, были христианами. Что стоило сообща взяться за реставрацию ценных сооружений и сберечь их для будущих поколений?
Вместо этого, видимо, кому-то хочется помнить историю народов лишь выборочно, опуская факты и события, не соответствующие нынешнему положению дел. Кроме того, инициаторы конфликта выдают свою личную позицию (и неприязнь тоже) за общенародный гнев, зачем-то включают в число сторонников и часть осетинской общины, и ряд других общественных организаций и объединений.
А ведь Карачаево-Черкесии подобный спор ничего кроме межконфессиональных и межнациональных распрей не сулит. Возглавляющий «Конгресс» Кады Халкечев ранее сам не раз сталкивался с попытками извне раздробить регион, стоял у истоков создания при МВД 6-го отдела (по борьбе с организованной преступностью).
После многолетней службы в правоохранительных органах он на стыке 20 и 21 веков входил в состав руководства Совета общественной безопасности по КЧР. То есть должно быть понимание, что игра с огнём на малой Родине может привести к непоправимым последствиям в куда более широких масштабах.
А может активисты – лишь марионетки в руках опытных зарубежных «шахматистов», которые просчитывают ходы на несколько шагов вперёд? 
Не надо далеко ходить за примерами того, как религия становится инструментом в руках политических сил. Взять вооружённый конфликт в бывшей Югославии. Несколько созданных в США фондов, якобы, под знаменем защиты свободы вероисповедания на Балканском полуострове сделали всё возможное, чтобы продемонстрировать всему миру геноцид мусульманских народов.
Победа в информационной войне позволила беспрепятственно войти вооружённому контингенту. 
Да, позднее всё перевернулось с ног на голову, и «жертвы» вдруг стали «палачами». Однако руководство мирового гегемона свою ошибку не признало, да и возвращать что-либо назад оказалось слишком поздно. Конечно, балканский сценарий в России вряд ли возможен. Но нападки на Русскую Православную Церковь ведутся нешуточные. Кстати, непосредственное 
отношение к финансированию информационной войны против РПЦ 
имеет FFRF (The Freedom From Religion Foundation) – ещё одна организация, появившаяся на свет при непосредственном участии Вашингтона. Образованный в 1976 году Фонд свободы от религии приложил руку к исследованиям религиозных отношений в различных странах, а при необходимости – и к прямому или косвенному вмешательству. 
Получается, что в нашем случае действия сторонников «Конгресса карачаевского народа» и некоторых других организаций полностью соответствуют разработанному в Соединённых Штатах плану по дискредитации Русской Православной Церкви. 
Активное участие в исследованиях религиозных отношений, в том числе - в России, принимает также созданный в США Международный альянс религиозных свобод, самостоятельно наделивший себя правом вмешиваться в дела других государств. 
Ни одна традиционная религия не давала полномочий его представителям решать вопросы по защите прав верующих, что не мешает альянсу не только давать оценку происходящему в той или иной стране, но и всячески содействовать возможным изменениям.
Так, применительно к нашему государству «зарубежными экспертами» был подготовлен отчёт о нарушении у нас прав сторонников религиозных учений и организаций, запрещённых российским Законом.
При этом свои исследования специалисты альянса и фондов дополняют идеей, что существует определённая конструкция «свободы вероисповедания», которая при участии бизнеса будет приносить обществу одни блага.
То есть предлагается некая модель деятельности религиозных сообществ, управляемых из-за рубежа. Но надо понимать, таким сотрудничеством, патронатом над подобными организациями альянс сам же их дискредитирует. Так, может, в том и состоит цель вмешательства: по щелчку пальца вносить смуту и хаос в устоявшиеся веками религиозные порядки, менять их для достижения собственной финансовой или политической выгоды?
И в качестве послесловия.
Продолжающиеся в Карачаево-Черкесии споры о судьбе Шоанинского и Сентинского храмов уж очень смахивают на то, что в прошлом веке проделали в Турции с древней христианской святыней - Храмом Святой Софии. 
Построенная в Константинополе ещё до появления Киевской Руси церковь в 1935 году перешла в категорию музея, а позже была передана под управление мусульманскому духовенству с внесением перепланировки под нужды последователей Ислама. 
Похоже, что и в КЧР при определённом раскладе с христианскими храмами возможно нечто подобное. Что в перспективе приведёт не только к ослаблению влияния Русской Православной Церкви, но и к частым конфликтам на религиозной почве, нестабильной ситуации в регионе. На попытки сделать подобный исход реальностью намекают частые визиты в республику представителей турецкого правительства и иностранной мусульманской уммы.
Кроме того, в СМИ просочилась информация о том, что под эгидой турецких спецслужб планировалось создание международной карачаево-балкарской ассоциации, слёт активистов которой был намечен на июль 
нынешнего года. При поддержке зарубежных спонсоров сторонниками пантюркизма может быть сделана новая попытка создания на территории Северного Кавказа, в том числе в Карачаево-Черкесии, единого Исламского государства. 
Еще одним центром мусульмано-христианского противостояния стала столица Ленинградской области Гатчина.
Накануне стало известно, что группа общественных и религиозных деятелей Ленинградской области обратилась к губернатору Александру Юрьевичу Дрозденко с просьбой выделить земельный участок под строительство Соборной мечети в городе Гатчина.
Самое удивительное, что просьба изложена в письме, адресованному губернатору Ленинградской области, православным Дмитрием Пахомовым, директором Фонда поддержки христианских церквей «Международный фонд Христианская Солидарность». 
Представитель христианства приводит аргументы, которые объясняют, по его мнению, актуальность строительства мечети. Пахомов даже уверен, что Соборная мечеть станет украшением Гатчины, а местные мусульмане смогут совершать совместные молитвы прямо в центре города. 
Жители Гатчины, как и многие эксперты, отнеслись к такой задумке крайне настороженно. 
Некоторые эксперты прослеживают в таком странном для Гатчины предложении и турецкий след. Как известно, накануне, Турция официально преобразовала бывшую византийскую церковь в мечеть. Этот шаг был предпринят через месяц после того, как он получил похвалу от верующих и международной оппозиции за то, что аналогичным образом был превращен собор Святой Софии в Стамбуле в мусульманский молитвенный дом.
Судя по всему, подобно Собору Святой Софии, который веками был церковью, и соборы Гатчины может ждать подобная участь. Но если власти Гатчины на письма подобного рода пока еще никак не отреагировали, то в Министерстве иностранных дел Греции уже решительно осудили шаг властей Турции, заявив, что турецкие власти «снова жестоко оскорбляют характер» объекта всемирного наследия, внесенного в список ООН.
«Это провокация против всех верующих», - говорится в заявлении греческого министерства. «Мы призываем Турцию вернуться в 21 век и к взаимному уважению, диалогу и пониманию между цивилизациями».
Удивляет предложение Дмитрия Пахомова еще и потому, что в то время, как он пренебрегает христианскими традициями и хочет возводить в православном городе новые мечети, другие исторические христианские постройки Гатчины находятся в аварийном состоянии. Так может отремонтировать уже существующие православные храмы, многие из которых действительно нуждаются в реставрации, чем строить новые мечети в совсем не мусульманском городе Ленобласти?